Архив:

Ирочка

Стрекоза

Жила-была одна девочка - белокурая, кареглазая, с озорными веснуш ками на щеках и все звали её Ирочка... Она была очень подвижная, жизнелюбивая, энергия просто кипела в ней, всё ей давалось легко и всюду она успевала - училась отлично, любила читать толстые книжки - без картинок - за которыми она ходила в библиотеку за полтора километра от дома.

Библиотека находилась на территории воинской части, где служил её папа. Она любила жизнь во всех её проявлениях - она танцевала в танцевальном ансамбле, пела в хоре, т. к. очень любила музыку и в семье было много пластинок с любимыми песнями - она даже уроки делала под музыку. Ещё она безумно любила море, ведь семья жила в маленьком солнечном городе на берегу Чёрного моря. Она прекрасно плавала, участвовала в соревнованиях и занимала призовые места, а учитель физкультуры с гордостью рассказывал о ней на уроках физкультуры её одноклассникам, что, возможно, эта девочка в будущем станет олимпийской чемпионкой... А как она любила природу, особенно цветы. Она не могла пройти мимо ни одного цветка - наклонится к нему, нюхает, вдыхает этот аромат до головокружения, как-будто старается запомнить его на всю жизнь... Бабочки, всевозможные жуки, красивые стрекозы - она обожала наблюдать ними, как они порхают с цветка на цветок, как их нежные крылышки переливаются на солнце и у неё захватывало дух от такой красоты! " Ах, как хорошо жить на свете! - думала Ирочка, - как хорошо, что у меня есть папа, мама и мой маленький любимый братик Лелька". И вдруг... всё это... в одну минуту... оборвалось...

Был жаркий август 1969 года... Большой гурьбой по воскресеньям девочки и мальчики, живущие в военном городке, ходили купаться на мол, в бухту, куда заходили военные корабли. Так было и в то роковое воскресенье... Они купались, ныряли, резвились и уже собирались идти домой, когда Ирочка сказала подружкам: " Я ещё раз хочу нырнуть...последний раз..." И нырнула... как обычно, головой вниз... Из воды её вытащили подруги и друзья и осторожно, бережно положили на берегу... Она лежала распластанная и беспомощная, не могла понять, что же с ней произошло, почему её не слушаются ни руки, ни ноги - она не могла ими пошевелить... " Как же я пойду домой? - мысленно спрашивала Ирочка себя, - что я скажу маме?" И тут она потеряла сознание...

Очнулась на руках у ребят, которые несли её к машине, чтобы отвезти в больницу, в ту больницу, где медсестрой работала её мама... В тот день, находясь на работе, Евдокию Ивановну одолевали какие-то тревожные мысли, она занималась своими привычными делами, но на душе было неспокойно... Вдруг её позвала одна медсестра: " Ивановна, спустись в приёмное отделение, там больного привезли...", а сама побежала вниз по лестнице, в приёмное, - навстречу ей другая медсестра - Вера, ты куда так бежишь? - спросила она, и здесь Евдокия Ивановна услышала фразу, после которой она опрометью понеслась по ступенькам, не видя никого и ничего - "...там Дусину девочку привезли..."

Она буквально влетела в приёмное отделение и остановилась, как вкопанная, на пороге - на кушетке лежала её дорогая и любимая дочь, в одном купальнике, посиневшая и обездвиженная. Ирочка увидела свою маму и тихо прошептала: " Мама, не волнуйся, всё бу дет хорошо..." Мама упала в обморок, а Ирочка опять потеряла сознание... Врачи и медсёстры кинулись сразу к обеим, чтобы привести их в чувство... Ирочка очнулась уже в палате и рядом была мама - она плакала: " Доченька, дорогая, как же так, что же это случилось? Какое горе нам..."

Врачи сделали рентген, собрали консилиум и произнесли страшный диагноз - компрессионный перелом шейного отдела позвоночника с повреждением спинного мозга. Врачи разводили руками - травма тяжёлая, с такой травмой люди не выживают практически, разве только чудо может её спасти, готовьтесь к худшему - говорили они Евдокии Ивановне - она долго не проживёт... Нет и ещё раз нет, говорила она себе, я не верю и не хочу верить, что моей любимой и озорной попрыгуньи больше не будет на свете, нет, нет, нет... И, когда Ирочке становилось совсем плохо, Евдокия Ивановна выбегала в коридор и, рыдая навзрыд, кричала: " Помогите, спасите мою дочь, умоляю вас, спасите..." - и сама теряла сознание. Ирочка всего этого не слышала и не видела - через много лет ей об этом рассказала её любимая тётя Маша - родная сестра Евдокии Ивановны.

И всё же материнская любовь творит чудеса, возможно, она молилась по ночам, когда сидела у кровати умирающей дочери, молилась о том чуде, о котором сказал главный врач в первые дни после травмы. И это чудо случилось... Как раз в это время приехал к родителям в отпуск сын друга главного врача, который учился в Москве в институте им. Н. Н. Бурденко. Видя такое отчаянное состояние Евдокии Ивановны, как она мечется, не спит ночами, предпринимает всё возможное и невозможное, чтобы помочь своей дочери, как она убита горем, главный врач этой больницы решил пригласить на консультацию сына своего старинного друга, будущего нейрохирурга. ОН приехал, не раздумывая, посмотрел снимки, внимательно осмотрел Ирочку и сказал - надо срочно делать операцию... Родители согласились, потому что это был единственный шанс спасти их любимую дочь. Операция длилась несколько часов и была проведена блестяще (это сказала своему ученику женщина-профессор, которая специально приехала из Москвы, чтобы оценить то, что сделал будущий доктор медицинских наук).

" Теперь, - сказала она, - надо уповать на силу молодого организма и серьёзное лечение в специализированном санатории спинального профиля". Пока молодой доктор был в отпуске, он почти каждый день приезжал к Ирочке, которую он называл не иначе, как - моя Иришенька. " Как себя чувствует моя Иришенька? Что нового у тебя сегодня, Иришенька? Стала ли появляться чувствительность в ручках, ножках? Да. Замечательно! Значит, всё будет хорошо!" А Евдокии Ивановне он сказал - " ... жить она будет, но вот будет ли она ходить - я не знаю".

Но материнская любовь безгранична... Евдокия Ивановна сделала всё, чтобы поставить на ноги свою любимую дочь. Два с половиной года Ирочка провела в детском санатории Министерства Обороны города Евпатории (т. к. папа был военным, командование помогло выхлопотать путёвку в этот санаторий /, где она и лечилась, и училась - закончила 8-й класс. В этом санатории с Ирочкой занимались профессионалы высокой квалификации, асы своего дела - массажисты, инструкторы ЛФК, в её лечении были применены самые современные, на тот момент, разработки в электростимуляции; она принимала грязевые процедуры, разнообразные ванные процедуры. Сначала её учили ходить в бассейне, поскольку в воде тело легче, потом поставили на костыли. Через какие трудности пришлось пройти этой хрупкой девочке - сколько раз она падала, разбивала руки, ноги, голову в кровь, пока научилась ходить на костылях.

Но здесь, в санатории, она попала и в другие жернова - унижение, ложь, предательство - эти качества не были ей присущи, а здесь она вкусила их полной мерой... Здесь же она впервые услышала такое непонятное и обидное для себя слово - инвалид... " Мама, теперь меня всегда будут называть инвалидом? - Евдокия Ивановна отводила взгляд в сторону, чтобы дочь не увидела её слёз, и молчала... Но никакие жернова и унижения не сломили жизнелюбивого характера Ирочки, её светлой и восторженной души, мало того - она начала писать стихи - такие же светлые и радостные, как она сама... Эти стихи потом были напечатаны в журнале " Белые снегири ", которые печатались в подмосковных Вербилках.

Домой Ирочка приехала на костылях, передвигаясь с большим трудом, но сказала - на коляску я не сяду...И это стало для неё сильным стимулом, чтобы с каждым годом ходить лучше и лучше. Она не только стала лучше ходить, но и научилась водить машину, правда, с ручным управлением, но для человека, которому сказали, что, возможно, он не будет ходить, а он ещё и вождение машины освоил - это чудо из чудес!

Дома Ирочка закончила 11 классов, приобрела профессию, потом работала по этой профессии - вязала красивые детские вещи на машинке, её продукция на прилавках не залёживалась - раскупали моментально (Евдокия Ивановна специально ходила в тот магазин, куда поступала эта вязаная продукция - на прилавке её не было, она спрашивала у продавцов, а где у вас вязаные детские платья, сарафанчики? - да их сразу же раскупают, был ответ продавщицы, вы чуть-чуть раньше приходите, если хотите купить). Сердце матери наполнялось гордостью, что вещи, связанные руками её дочери, пользуются таким спросом. А ведь при травме шейного отдела позвоночника пострадали и руки Ирочки и они у неё были очень слабые, но она старалась делать всё этими руками - шила, вязала и спицами, и крючком. Вязала красивые свитера и папе, и маме, и своему любимому братику и, конечно же, себе. Потом Ирочка научилась хорошо и вкусно готовить, стирать бельё, гладить утюгом и всё это она старалась делать стоя, чтобы укреплять ноги и спину. Много лет подряд она ездила на лечение в город Саки, который находится в Крыму, в санаторий им. Н. Н. Бурденко, с каждым годом она ходила всё лучше и лучше, стала ходить с одной тросточкой...

Но в 1988 году скоропостижно умер папа, которого она очень любила, эта смерть подорвала её здоровье. Через несколько лет умерла мама и Ирочка целый год сильно болела, после чего опять стала ходить на костылях. А в 2002 году, тоже скоропостижно, умер её любимый братик в 38 лет... Это горе было последней каплей - организм уже не выдержал таких нервных перегрузок - ей пришлось сесть на коляску, спустя 32 года после травмы, у неё появилась первая комнатная коляска!..

Сейчас Ирочка живёт с мужем - вместе они уже 10 лет! Они любят друг друга, делят пополам и горе, и радости, вместе занимаются домашними делами - готовят обеды, пекут вкусные пироги и угощают ими своих друзей.

Ирочка и сейчас ежедневно встаёт к станку, который соорудил ей муж, и занимается физкультурой в течение 1 часа, порой преодолевая сильную боль в спине, в ногах, преодолевая головокружение, но занимается... И всё так же любит жизнь во всех её проявлениях - радуется цветам, которые они выращивают с мужем на подоконнике, радуется солнышку, заворожено слушает, открыв окно, как поют соловьи, а однажды, как привет из детства, прилетела и села на бельевую верёвку - стрекоза...

Ей уже за 50, но муж называет её только - Ирочка.

Линина Ирина

23 мая 2009 год, г. Сочи