Архив:

Как делать праздники для детей с особенностями развития

Полгода назад в Москве появился проект Handmade Charity — бесплатные кулинарные мастер-классы для детей с ограниченными возможностями. Его придумали и реализовали директор пиар-агентства Ольга Флёр и переводчик Анна Пинская. Буквально за несколько месяцев девушки смогли создать большое сообщество волонтёров, устраивающих почти каждые выходные праздники для детей с ограниченными возможностями. 

The Village пообщался с Анной и Ольгой о том, как родился проект, чем привлекать москвичей в благотворительность и как сделать город дружелюбным к людям с особенностями развития.

Как всё устроено

Анна Пинская: В своё время я работала в благотворительном фонде. Там я занималась организацией различных мероприятий для детей с ограниченными возможностями и нарушениями развития. Спустя какое-то время я ушла в кондитерский бизнес. И довольно быстро поняла, что мне очень не хватает в жизни добрых дел. Так родилась идея проводить детские кулинарные праздники в кофейнях «Хлеб насущный». Я договорилась с руководством сети, и почти каждые выходные мы начали собирать детей с ограниченными возможностями в одной из кофеен. Все вместе мы пекли булочки, пирожки и вообще неплохо проводили время. На праздниках обычно присутствовали мои друзья, которые тоже приводили своих друзей. У нас образовался некий волонтёрский проект: каждый на добровольной основе делал то, что умел. Например, учил ребят рисовать или пел с ними песни. На одном из праздников мы через подругу познакомились с Олей: она тоже пришла в качестве волонтёра, рисовала на лицах детей аквагрим и делала с ними фигурки из шариков. Мы нашли общий язык и решили заниматься организацией праздников вместе. Спустя какое-то время мы поняли, что пора расширяться: привлекать больше людей к проекту и проводить мероприятия не только в «Хлебе насущном». Так в сентябре 2013 года родился Handmade Charity.

Ольга Флёр: Однажды мы осознали, что наши мероприятия вызывают у людей большой интерес. Иногда нам к праздникам нужна была минимальная помощь. Например, забрать на машине ребёнка и отвезти его к нам на мероприятие. Мы писали объявления в Facebook, на которые откликались тысячи человек, все хотели помочь. В результате мы решили собраться на бранч со всеми желающими и что-нибудь придумать. Если честно, мы не ожидали, что кто-то придёт: обычно всё-таки до дела не доходит. Однако к нам пришли человек 15 с желанием делать что-то полезное. Мы начали мозговой штурм: все предлагали свои идеи и способы помочь, и мы их обсуждали. По итогам каждый получил по небольшому заданию для подготовки первого праздника в рамках Handmade Charity. Тогда же одна из девочек создала нам страницу в Facebook, а незнакомый дизайнер нарисовал логотип. Через неделю у нашей страницы было 20 тысяч просмотров.

Волонтёры

Анна Пинская: В нашем проекте главное — это волонтёры! Эти люди и создают наши праздники. Именно они приносят детям радость и тепло. Главная идея проекта в том, что каждый может помогать другим. Помощь не обязательно должна измеряться в деньгах. Тот, кто не может участвовать финансово, всегда может помочь чем-то другим: организацией, связями, своими руками, в конце концов.

Кто-то может привезти ребёнка, кто-то — купить подарок, кто-то — подкинуть хорошую идею, а кто-то — познакомить с владельцами ресторана для проведения праздника. Везде работает правило шести рукопожатий. Так получается, что из маленьких дел самых разных людей рождается одно большое.

Мы молодые, активные, всё 

у нас в жизни хорошо, и мы считаем правильным помогать другим

Мы не фонд, и нас это устраивает: у нас у всех своя работа. Я переводчик и занимаюсь немного кондитерским делом, Оля — директор рекламного и event-агентства. Все мы волонтёры, и нам кажется, что это здорово. Мы молодые, активные, всё у нас в жизни хорошо, и мы считаем правильным помогать другим.

Ольга Флёр: Мы не ведём никакой бухгалтерии, потому что, по сути, не тратим ни на что деньги. Нам бывают нужны какие-то расходные материалы для мастер-классов. Тогда кто-то из волонтёров или мы сами едем в магазин и покупаем это. Если детям нужны подарки, то все желающие волонтёры покупают их. Это же происходит, если возникают какие-то непредвиденные расходы: например, нужен профессиональный аниматор. Тогда кто-то из волонтёров либо выделяет деньги на это, либо находит того, кто готов провести праздник бесплатно. Что касается кулинарных мастер-классов и чаепитий, то тут всё предоставляют рестораны. Получается, что ресурсы у нас сейчас безграничные. Мы можем организовать мероприятие большого масштаба, потому что знаем, что всегда найдём тех, кто поможет.

К нам приходят самые разные люди: и знакомые, и те, кто просто увидел объявление в соцсети. Например, у нас в команде есть девочка из пиар-команды Киры Пластининой, есть парень из Роспотребнадзора, есть девушка-ресторатор, а есть мой брат, который работает в банке. В общем, к нам приходят люди из самых разных областей. Чаще всего помогать приходят, конечно, девочки. Но это потому, что они более впечатлительные.

Ещё у нас в команде есть один парень, который по ночам работает на фейсконтроле «Солянки». Про кого уж точно не подумаешь, что он после смены может взять и поехать на машине забирать ребёнка с ограниченными возможностями из Измайлова. Есть и бизнесмены, и мастер по маникюру, и девочка из журнала Interview.

В целом получается, что чаще всего к нам приходят девушки 25−30 лет, успешные, финансово независимые, социально активные. Многие уже подружились между собой. Некоторые приходят к нам на праздники не только помогать, но и повидаться с друзьями.

Рестораны-участники

Анна Пинская: Как правило, рестораны мы находим через знакомых. Обычно у кого-то из друзей оказываются выходы на владельцев и управляющих. Часто кафе сами предлагают провести праздник у себя.

За всё время нам отказал только один ресторан. Мы дружим с определёнными кафе и проводим там праздники на постоянной основе. Сейчас это примерно десять ресторанов, в том числе «Латук», Honest, Zupperia, кошерная «Шоколадница» и «Пекарня Мишеля». «Шоколадница» и вовсе предлагает нам устраивать праздники на дни рождения детей, с которыми мы работаем.

Ольга Флёр: В некоторых заведениях праздники проходят лишь однажды. Как-то раз нас позвал к себе ресторан Buono на последнем этаже гостиницы «Украина». Обычно мы проводим мероприятия в демократичных местах, а тут нас позвали в дорогое заведение. Нам было немного страшно: там же совсем другая публика, как она это всё воспримет, как будут реагировать родители? Однако прошло всё на удивление хорошо, праздник получился чудесным. Оказалось, что у ресторана очень добрая и открытая управляющая, которая выступила инициатором проведения праздника. Чувства дискомфорта не возникало ни у кого: ни у детей, ни у родителей, ни у гостей ресторана. В результате к нашему мероприятию присоединились дети посетителей Buono: все они были приятными ребятами, неизбалованными и понимающими.

Как проходит праздник

Анна Пинская: Основа каждого нашего праздника — это мастер-классы. В начале мероприятия мы проводим творческий мастер-класс: его организовывают либо дружественные студии, либо волонтёры. Ребята своими руками делают какие-нибудь поделки или игрушки — что-то несложное, что одинаково хорошо получится у всех. Покупку расходных материалов берут на себя волонтёры. После этого проходит главная часть праздника: шеф-повар кафе учит ребят готовить. Раньше мы занимались выпечкой: пекли хлеб, булочки, пироги. Сейчас мы готовим пиццу, салаты, брускетты. Недавно готовили итальянские блюда с Уильямом Ламберти. Детям это очень нравится.

О родителях

Анна Пинская: Во время каждого мероприятия у нас обязательно проходит чаепитие — его организует ресторан. За чаем обычно собираются родители детей, участвующих в мастер-классах. Они могут перекусить и пообщаться. Чаще всего для них это тоже праздник. Большинство родителей целые сутки проводят со своими детьми, у них нет никакой возможности отдохнуть и пообщаться с новыми людьми. В первую очередь финансовой.

Россия — страна без инвалидов, здесь не принято видеть людей с ограниченными возможностями в общественных местах

Новеньким часто трудно оставить ребёнка хоть на секунду, потом они расслабляются и понимают, что если они посидят в десяти метрах, выпьют чая и поболтают с людьми вокруг, ничего плохого не произойдёт.

Родители сегодня не могут себе позволить с ребёнком пойти в кафе, пускай оно даже недорогое и там есть пандус. Россия — страна без инвалидов, здесь не принято видеть людей с ограниченными возможностями в общественных местах. Иногда мы зовём дружественных психологов, которые готовы бесплатно пообщаться с родителями.

О детях и благотворительности

Ольга Флёр: Одна из наших задач — интеграция детей с ограниченными возможностями в среду обычных ребят. Именно поэтому мы всегда зовём на праздники своих друзей с детьми. Поверьте, дети не видят никакой разницы, они одинаково дружат со всеми.

Мы всегда просим владельцев ресторана не закрывать его на время наших мероприятий. Часто получается так, что время праздника к нам подключаются дети обычных посетителей. Мы только за. Многие родители за это нас благодарят: после праздника ребёнок часто обращается с расспросами, почему ребята, с которыми он играл, другие.

Анна Пинская: Именно поэтому мы решили проводить праздники не во дворцах культуры, а в ресторанах — в социальной среде, где всегда много людей. Нам важно, чтобы окружающие избавились от предрассудков об инвалидах. Нам хочется показать, что находиться рядом с детьми с ограниченными возможностями не страшно, а, наоборот, приятно, потому что они невероятно благодарные, открытые и добрые.

Мы хотим развеять миф, что помогать другим — это страшно и очень сложно

Ольга Флёр: Большинство людей привыкли к тому, что благотворительность — это отвезти вещи в детский дом, положить денежку в коробку или навестить детей в онкоцентре. У нас же другое восприятие: хочешь позавтракать в выходной день в приятном кафе — приходи пораньше и сможешь помочь детям. Мы хотим развеять миф, что помогать другим — это страшно и очень сложно. Те несколько часов, которые можно потратить на ребёнка с ограниченными возможностями, для большинства из нас ничего не значат. Зато для детей это очень важно и приятно.

Когда я впервые шла на праздник к Ане, то очень волновалась: не знала, как отреагирую на таких детей. Но мои страхи быстро развеялись: я поняла, что эти дети — самые беззаботные и чистые из всех, кого я встречала.

Исполнение желаний

Ольга Флёр: Перед Новым годом у нас был совместный проект с департаментом культуры «Исполни желание». Суть его была в том, что любой мог посмотреть на сайте департамента список желаний детей-инвалидов и исполнить одно из них. Так мы в очередной раз убедились, что делаем правильное дело. Если обычный ребёнок просит у Деда Мороза iPhone, то ребёнок-инвалид пишет в письме, что ему ничего не надо, главное — чтобы все были счастливы и здоровы.

Один из ребят, мальчик с тяжёлой формой ДЦП, написал письмо не Деду Морозу, а Игорю Акинфееву. Писал, что обожает футбол и всегда хотел побывать на матче. Каким-то образом через знакомых на нас вышли представители Акинфеева: на прошлой неделе мальчик посмотрел матч с ВИП-трибуны, пообщался с Акинфеевым и получил его автограф.

Анна Пинская: Вообще, с департаментом культуры у нас сложились дружеские отношения. Сейчас мы вместе с ними проводим пасхальную акцию: любой доброволец может собрать корзину с продуктами для малоимущих семей, воспитывающих детей-инвалидов.

До этого мы участвовали в масленичной ярмарке: проводили для детей мастер-класс по выпеканию блинов. Мы готовы дружить с разными организациями.

Как сделать город добрее

Ольга Флёр: Есть много ресторанов, которые нам уже помогают, ещё больше — хотят помогать. Поэтому сейчас мы собираемся выпустить наклейки «Доброе место». Их мы будем выдавать заведениям, где проводили свои праздники, в знак благодарности. Если Michelin может выдавать свои знаки качества кафе, почему не можем мы? Мы хотим, чтобы о добрых делах кафе знали не только мы и наши друзья, но и все, кто заходит сюда пообедать. Мы думаем, что и посетителям, которые знают о нашем проекте, будет приятнее расплачиваться по счёту, зная, что ресторан занимается благотворительностью и социально активен. Мы бы хотели, чтобы эти наклейки начали мотивировать другие кафе присоединяться к нам и к добрым делам.

Анна Пинская: Наша страна живёт стереотипами о людях-инвалидах. Начинать нужно с общественного сознания — его нужно менять. Дело же не только в пандусах.

fc78731e459ac391c4e9012de7f02bf4.jpg

028b66d73f4da5d126b6a41a108f49d5.jpg

efc50d427ae9f341532206a465e4af0d.jpg

5bd7cdd212840563d2c2a4dd2ed48aac.jpg

83cd9b8c5226d3ae39c1e2584a05e633.jpg

cdbee8b1850330694b648a8ffec36c3d.jpg

80fc9d9967d8f3fd851d7da8f47f6a62.jpg

964711d06ab51ff4d82a81fbb749930c.jpg

e8e6a78e6c3c9fd23af57a937cfb2975.jpg

8bf4d4399834ada4befcc4febe53acef.jpg

Источник: Village