Архив:

Каждый десятый амурчанин инвалид, а троллейбусов для колясочников – всего два на область

Решат ли проблемы людей с ограниченными возможностями 78 миллионов рублей, которые выделяют региону на программу «Доступная среда»? Чтобы разговор был предметным, нам пришлось отказаться от уютной обстановки пресс-центра «КП». Говорить о возможности жить и не задумываться о крутизне лестницы мы пошли в гости к Марине Гайдай, председателю областной организации инвалидов «Преодоление». 

Ей в свое время пришлось многократно судиться с властями за пристройку к жилому дому пандуса. Вместе с волонтером Паралимпиады в Сочи-2014 Игорем Курляновым и специалистом организационно-методического отдела ГБУ Амурской области «Благовещенский комплексный центр социального обслуживания населения «Доброта» Татьяной Ивановой, много лет уже работающей с инвалидами, мы пьем чай в квартире Марины.

«Надо было приносить с собой пандус!»

Маленькая старенькая «панелька»председателя «Преодоления» переделана так, чтоб максимально свободно по ней можно было передвигаться на коляске: нет порогов, по-особому расставлена мебель, выход на улицу - через пристройку-лоджию, к которой приделан самодельный спуск-пандус. Он и соединяет квартиру спортсменки-колясочницы с внешним миром.

- Это сейчас строят дома с возможностью въезда в подъезд для коляски, а в старой застройке ничего такого не предусмотрено. У нас же не было инвалидов. Мы все шли в светлое будущее, строили коммунизм. Нам полагалось быть здоровыми и счастливыми, - с иронией говорит Марина Гайдай.- На нас до сих пор смотрят странно, как на инопланетян. Отводят глаза, с жалостью смотрят, бывает - снисходительно, а то и с пренебрежением. Мне лично, когда я просто стояла у магазина, ждала знакомых (магазин, разумеется, был без пандуса, я зайти не могла, вот и осталась на улице их подождать), деньги подавали - думали, что милостыню прошу.

- У нас странно смотрится человек в коляске, самостоятельно передвигающийся по городу, - поддерживает спортсменку волонтер Игорь Курлянов, - в других же странах это обычное явление. И в магазине, и в автобусе, и в любом учреждении. Куда-то идут по делам, просто гуляют - ничего особенного. У нас же - шок. Даже у нас, волонтеров Паралимпиады, которых готовили к работе с особенными людьми, все равно первое время было смущение: не знаешь, как себя вести, стоять или сидеть рядом с колясочником, говорить «Привет!» или пожимать руку, например. Проблема в неготовности общества принять таких людей как часть себя и вести себя естественно. Мы смущаемся, они смущаются…

- Похоже, общество чувствует растерянность - такую, как чувствовал ты, когда увидел президента Горной Олимпийской деревни, передвигающегося на коляске… 

- Понятия «доступная среда», «безбарьерная среда» в нашей жизни появились вообще лишь в 2012 году, когда Госдума РФ ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, - вступает в беседу Татьяна Никитовна Иванова. - До этого и речи не было о пандусах, площадках для подъема колясок, табличках со шрифтом Браэля или тактильной плитке, индуктивных петлях (это прибор, позволяющий усиливать звук в зале так, чтобы его хорошо слышали люди со слуховыми аппаратами) в общественных учреждениях. За время моей работы в органах соцзащиты, а это больше 30 лет, впервые получаем такое значительное финансирование - 78 миллионов рублей - на переоборудование городской среды. Давно ли вообще мы узнали о пандусах? И посмотрите, как их сделали: иногда это просто горка для спуска на санях получается…

- Знаете, когда я первый раз пришла в городской суд, я подняться туда не смогла на коляске, - добавляет Марина Гайдай. - А мне чиновники сказали: «Надо было приносить с собой пандус!» Представляете, у людей и понятия не было еще несколько лет назад, что такое пандус. Да и вообще, пандус - это же только первый этап!

Мы мало знаем друг о друге

- В Сочи все по-другому? Это же, наверное, сейчас, после Паралимпиады, город-образец? - спрашиваем у Игоря Курлянова.

- Не так однозначно, - улыбается Игорь, - но там всё решалось достаточно быстро: вот мы сами видим трубы какие-то, временные коммуникации, которые мешают движению, - берем несколько листов фанеры, закрываем трубы листами, сверху резиновое покрытие крепим - и готов съезд. Были, конечно, и ляпы: помню, кто-то из американских спортсменов-колясочников замешкался, проходя турникет. Охранник, желая помочь, схватил его за колеса, давай разворачивать, что-то такое делать. Парень был в шоке от такой бесцеремонности. Хотя человек помочь хотел, и инструктажи проводили. А вышло по-медвежьи. Но главное отличие - это атмосфера доброжелательности и готовности решать проблемы. Все готовы помогать.

- Что уж говорить, - расстраивается Марина, - у нас люди просто заперты дома. Представьте себе, в нашей организации есть девушка, которая 22 года просидела дома, в квартире, не выходя на улицу, потому что ее обзывали калекой - и еще похлеще… А ведь есть еще ребята-дэцэпэшники, есть слепые. Есть те, кто плохо слышит. Им этот пандус… Да он порой и сделан так, что ни въехать, ни выехать. Порой ступенька в сантиметр высотой становится непреодолимой, если на тебя все смотрят как на диковинку. Вот и сидят люди всю жизнь в четырех стенах.

- Так чего же не хватает, на ваш взгляд? Мы не о деньгах говорим сейчас. В конце концов, финансирование - это уже приложение…

- Участия и активности, - считает Марина Гайдай. - Тут и эмоциональная, и практическая составляющие. Мы должны сами заявлять о себе и активно участвовать в обустройстве жизненной среды. А то может показаться, что я одна, как муха, жужжу чиновникам. Люди отсиживаются дома и получают то, что есть: пандусы, по которым невозможно ездить; дороги, по которым не пройдешь; транспорт, который вроде бы и оборудован, но в него не заберешься. Отношение: «Как вы нас достали, вечно всем недовольны!» А ведь что стоит при установке оборудования пригласить нас в качестве экспертов?! Сразу станет понятно: переоборудованный подъезд действительно стал частью «безбарьерной среды» - или это просто «чиновники заставили что-то такое сделать»?

- Нужна открытость, - выражает свое мнение Игорь Курлянов. - Нам не хватает информации друг о друге. Мероприятия, в которых участвуют люди с ограничениями по здоровью, - кто о них знает?! Узнаем уже, когда что-то прошло. А ведь могли бы помогать друг другу. Те же средства для помощи в передвижении: если бы мы знали, как их сделать правильно, разве бы не делали?!

- Я сказала бы, что не хватает интегрированности, - объяснят Татьяна Никитовна, - на нее мы сейчас в своей деятельности делаем упор: проводим мероприятия, где вместе участвуют и обычные дети, и ребята с ограничениями по здоровью, и родители тех и других. Думаю, было бы хорошо, если бы в школе ввели такой предмет, где бы обучали вот тем самым основам тактичного поведения и помощи, о которых говорил Игорь. Нужно стремиться к тому, чтоб не было разделения между «вы» и «мы», чтоб та самая безбарьерная среда не становилась обузой для здоровых, а ими же тоже могла использоваться. Например, нас на курсах в Хабаровске учили: «Пандус должен быть удобен не только для колясочников, но и для девушек на каблуках».

А вы как считаете, оправданно ли выделение 78 миллионов на обеспечение инвалидов комфортными условиями? Тему обсуждаем на сайте

Кстати

Колясочников с самолетов сейчас спускают на руках

В 2014 году на развитие программы «Доступная среда» на условиях софинансирования Приамурью планируется выделить 78 миллионов рублей

На оборудование одного правильного стационарного пандуса необходимо от 30 тыс. руб. до нескольких сотен тысяч - все зависит от технических возможностей сооружения подобной конструкции. Ведь, помимо самого пандуса, установленного в строгом соответствии с требованиями СНиП (угол подъема не превышает 10о, ширина - от 0,9 до 1,5 м), должны быть предусмотрены поручни, бортики, соответствующее покрытие спуска. Там, где по техническим причинам невозможно построить пандус, его следует заменять кнопкой вызова у входа.

В областной программе по созданию доступной среды в списках дел значатся: приспособление лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий; установка специального оборудования -световых и звуковых сигнализаторов, пространственно-рельефных указателей, информационных табло, кнопок вызова. Планируют приобрести автобусы и троллейбусы, оборудованные для перевозки инвалидов (пониженный пол, аппарели, подъемники, места крепления колясок), а также спецоборудование для подъема и высадки их в самолеты. Сейчас колясочников с трапа спускает на руках персонал. В идеале в каждом автобусе должно быть светодиодное табло для слабослышащих и специальный звуковой сигнал для слабовидящих инвалидов. Правда, даже автобусы, которые планируют закупить, придут в Приамурье не раньше чем к концу этого года.

Звонок в минсоцзащиты

Денег еще нет

Елена Борчевская, начальник отдела по работе с ветеранами и инвалидами министерства социальной защиты населения Амурской области:

- Деньги в область еще не пришли, и 78 миллионов - это среднепотолочная цифра, которую мы ожидаем. В областной программе, составленной на два года, участвует 381 учреждение, и на каждое составлен паспорт, пакет документов, приблизительная смета. В зависимости от того, сколько учреждений подтвердят свое участие, и будут распределяться деньги, когда они придут в область.

Между тем только на первоначальное переоборудование центра «Доброта», который должен стать показательным и образцовым, нужно 2,5 миллиона рублей.

Только цифры

2 место занимает Приамурье на Дальнем Востоке по уровню первичной инвалидности.

По данным Пенсионного фонда РФ по Амурской области по состоянию на 01.01.2013 года, в области проживало 83 248 инвалидов (в том числе 3711 детей-инвалидов), это каждый десятый амурчанин.

Только 4 учреждения культуры области приспособлены для инвалидов: ГБУК «Амурская областная научная библиотека им. Н. Н.Муравьева-Амурского», ГБУК «Амурская областная детская библиотека», ГБУК «Областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих», ГАУКАО «Амурский областной театр драмы».

Из 1249 автобусов и троллейбусов Приамурья только 2 троллейбуса приспособлены для инвалидов-колясочников.

Только в 20 единицах муниципального транспорта в Благовещенске установлены светозвуковые оповещатели с голосовым сопровождением для облегчения ориентирования слепых и глухих граждан.

Людмила Судейкина

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ