Архив:

Дорога домой

На последней парте в школе оказываются не только хулиганы. Иногда учителя отсаживают подальше тех, кому на самом деле нужно особое внимание и особый подход, которого дети с особенностями развития лишены.

Вове 8 лет, он ходит в школу каждый день, и каждый день он ненавидит ее всей своей маленькой мальчишеской душой. Он не понимает, когда учитель объясняет новую тему и почему ему все время ставят двойки. Даже когда вызывают к доске, он не сразу осознает, что это именно его, Вову, сейчас выставят перед целым классом и начнут насмехаться из-за того, что он опять ничего не понял.

У Вовы нет друзей в классе. Детям не нужны его игры, да и не очень ему хочется им объяснять, как устроен мир планеты Р2, которую он придумал, на которой живет он сам и все его машинки, и которую он рисует во всех тетрадях и даже в дневнике. За это его тоже все время ругают в школе, дети смеются, а мама вздыхает.

Вова умеет считать и читать гораздо лучше одноклассников. Научился раньше, чем стал говорить. Но в учебе это не помогает. Учительница всегда хочет чего-то еще. А что ей нужно Вова не понимает. Ему скучно в школе. Он ненавидит ее, так же как и все его машинки с планеты Р2.

Директор школы часто вызывает Вовину маму и доверительно говорит ей, что Вова болен, что он немного не в себе и он слишком тяжелый ребенок, возиться с которым у учителей нет времени: «Поймите, у нас по 30 человек в классе! Как и когда нам с ним заниматься? Нет, нет и нет! Ему нужен интернат или домашнее обучение!»

Но домашнее обучение для Вовы так же опасно, как и общеобразовательная школа. Если он не научится общению с другими детьми, он может навсегда остаться на своей планете Р2 и никогда не вернется на Землю.

Многие дети с особенностями развития оказываются в такой ситуации. Система образования не умеет и не хочет искать к ним подход. Родители не понимают, куда обращаться за помощью. А ребенок уходит в себя и останавливается в развитии.

Центр непрерывного образования св. Георгия Победоносца помогает таким деткам, как Вова уже 20 лет. Сейчас здесь занимаются больше 100 детей от 6 до 18 лет, с 1 по 11 класс. Они чувствуют себя как дома, учатся и дружат. Это дети с аутизмом, дети-инвалиды, дети-сироты, живущие в приемных семьях, дети, имеющие поведенческие проблемы, повышенную эмоциональность и возбудимость. Но их диагнозы и даже фамилии не важны — они называют друг друга только по именам, у них нет журнала и даже оценок, потому что дома в семье и в этой школе не нужны оценки. Нужно только общение и желание быть вместе, вместе учиться, общаться и  жить. Русский язык, литература, математика, биология, химия, география, история, английский и немецкий языки, другие общеобразовательные предметы, а также занятия в творческих и ремесленных мастерских: столярная мастерская, лепка, живопись, музыка, театр.

В школу принимают всех ребят, которые нуждаются в таком специальном обучении и сопровождении, вне зависимости от благосостояния родителей. «Формальные» требования о размере родительской платы часто невозможно соблюдать. Именно поэтому, несмотря на то, что Центр существует за счет родительской платы, средств часто не хватает.

Тем не менее, школа очень хочет открыть группу для дошкольников. Для этого осталось собрать меньше 200 тысяч рублей на оплату развивающих материалов и работу педагогов. Ведь государственные детские сады, как и школы, не дают возможности адаптироваться в коллективе и этим травмируют психику из-за больших групп и отсутствия индивидуального подхода. Запрос от родителей действительно очень велик. И если бы Вова попал в такую группу, ему не пришлось бы так много дней ходить в школу, которую он ненавидит, и он не улетел бы на другую планету. Ему не пришлось бы так долго искать дорогу домой.

Мария Цыбульская

Источник: Новая газета

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ