Архив:

Мы тут, рядом. Новгородцы рассказали шведам о своей системе социального патронажа над семьями с детьми-инвалидами

На этой неделе на базе детского реабилитационного центра «Юрьево», что в Великом Новгороде, под руководством вице-губернатора Алексея Афанасьева прошёл международный семинар «Разные дети — равные возможности». Встреча была посвящена вопросу организации системы сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. На ней был представлен опыт шведской коммуны Кумла и Новгородской области.

В королевстве система опеки над такими семьями давно сложилась и удачно действует. В Новгородской области служба участковых социальных работников была создана в октябре прошлого года. Сейчас она охватывает «Реабилитационный центр «Виктория» в Великом Новгороде, являющийся координатором работы всей службы, а также пять отделений для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях социального обслуживания населения Боровичского, Валдайского, Маловишерского, Парфинского и Холмского районов. По информации  регионального департамента социальной защиты населения, в прошлом году новую услугу получили 109 семей.

Участковые социальные работники — посредники между семьёй и различными организациями соцзащиты, здравоохранения, образования, а также общественными организациями. Они должны владеть информацией о правах и льготах, которые предоставляет государство детям-инвалидам и их родителям. Служба оказывает помощь в получении медицинского, психолого-педагогического сопровождения ребёнка.

— Посредническую деятельность между семьями и всевозможными структурами центр «Виктория» ведёт почти 20 лет, с момента своего создания, — рассказала директор Центра Лилия КОЗЛОВА. — Сейчас наш опыт распространяют и в районах. Проблема, с которой могут столкнуться на местах: как наладить межведомственное взаимодействие. Сотрудники «Виктории» своим коллегам в муниципалитетах могут оказать методическую помощь, например, как составить индивидуальные программы по сопровождению семей. Впрочем, важно, чтобы и сама семья понимала: ей тоже необходимо включаться в наш план действий, а не воспринимать ситуацию отстранённо.

Вместе с тем заведующая кафедрой психологии НовГУ Марина КАЛАШНИКОВА отметила, что помимо социальной поддержки такие семьи нуждаются и в психологической помощи:

— Для этого можно организовать клуб для матерей детей с ограниченными возможностями. Не должно быть так, чтобы женщина, приведя ребёнка на занятие по лепке или рисованию, села на стул и стала дожидаться окончания урока. Родители могут общаться друг с другом. В клубе можно давать практические навыки, которые помогли бы родителям в конкретных ситуациях. Таким образом, будет улучшаться психологический микроклимат в семье. Известно, что 75 процентов мам детей-инвалидов страдают неврозами: головными болями, тиками, бессонницей. И если есть подобные нарушения, то их нужно снимать, иначе это грозит срывом реабилитации ребёнка.

Одно из предложений Марины Калашниковой — психологическая школа для родителей детей-инвалидов. Не исключено, что проект по её созданию станет первым результатом работы научно-методической лаборатории, которую планируют создать в ближайшее время на базе реабилитационного центра «Юрьево».

Анна Мельникова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ