Архив:

Дотронуться до звезд руками

В рамках социального проекта «Дорога в мир зрячих» в Тверской коррекционной школе для слабовидящих состоялась презентация нового этапа создания доступной среды.

Двор выглядит не совсем привычно. Сразу за калиткой установлен большой тактильный стенд с планом пришкольной территории. Условными значками здесь обозначены ворота, газон, дорога, поручни. Также объемными символами, которые можно «прочитать» руками, описаны тренировочная площадка и спортивный городок. Песок, трава, камни, дорожки, бревно, лабиринт, лестница – все соответственно изображено и на барельефной карте. Подобный щит установлен и у входа в школу.

Еще одно новшество по-явилось после весенних каникул уже в самом здании. Теперь кабинеты украшены новыми табличками с крупными буквами, которые дублируются шрифтом Брайля. А на первом этаже проложены ориентирующие направляющие линии.

Но наибольший интерес у детей вызвали подарки, которые получила школа. Это приборы для письма по Брайлю, специальные ручки, пособия для занятий по математике – тактильные линейки, треугольники, масштабно-координатные плоскости, а еще огромная карта звездного неба.

Все эти перемены стали возможны благодаря плодотворному взаимодействию Правительства Тверской области, региональной организации Всероссийского общества слепых и коррекционной школы III – IV вида для слабовидящих.

В январе этого года местная организация ВОС приступила к реализации очередного социального проекта, на который используются средства бюджета Тверской области: грант в сумме более 913 тысяч рублей.

– На протяжении многих лет наша организация ведет в школе работу по ее адаптации, улучшению учебного процесса, – рассказывает председатель регионального отделения ВОС Александр Трегуб. – И нам удалось сделать ее доступной. Общими усилиями мы делаем все, чтобы детям было здесь удобно. В прошлом году за счет средств федерального гранта во дворе школы была оборудована прекрасная спортивная площадка, на которой можно заниматься и летом, и зимой. А финансы, выделенные Правительством Тверской области, способствовали открытию лыжной секции. Этой зимой дети катались на коньках и лыжах. Мы не намерены останавливаться на достигнутом. В школе учатся дети и с поражением опорно-двигательного аппарата. Среда должна быть доступной для разных категорий инвалидов.

– Ребята пришли во вторник и сразу почувствовали изменения к лучшему, – говорит директор школы Виктория Татаринова. – У нас много сделано для создания доступной среды. Теперь надо обустроить территорию вокруг здания, чтобы дети чувствовали себя спокойно, когда выходят за порог. Уроки по пространственному ориентированию проходят не только в здании, но и на пришкольной территории. Чтобы дети научились обращаться с тростью, надо везде установить бордюрный камень, к каждому спортивному снаряду провести правильно оформленные дорожки. Как сказал один наш ученик, я нормально чувствую себя в школе, но прихожу в магазин и не могу прочитать ни одной этикетки.

Единственное учебное учреждение в Тверской области, эта школа принимает детей не только слабовидящих, но и тех, кто совершенно лишен зрения. На сегодняшний день здесь учатся 48 детей, семеро приезжают из районов. Применяются здесь также индивидуальная и дистанционная формы обучения. К каждому ребенку – особый подход. Как отметила Виктория Владимировна, в школе работают очень хорошие специалисты, и нет текучки. В штате 21 педагог, трое – незрячие. Виктория Владимировна считает, что их консультации гораздо полезнее, чем рекомендации книжных пособий. Один из них – Владимир Поляков. Выпускник этой школы, окончил педагогический факультет ТвГУ и вернулся сюда как преподаватель начальных классов и информатики.

Он рассказал, как вместе с другими сотрудниками своими руками делал карту звездного неба: на обычную, купленную в книжном магазине, карту наклеивали рельеф. Охотно сообщает он и о назначении непонятных предметов.

Вот, например, прибор для письма брайлевским шрифтом, который выдается каждому ученику при поступлении в школу. Он представляет собой две скрепленные перфорированные пластины, между которыми вставляется лист бумаги. А затем металлическим стержнем в нем прокалываются дырочки, с обратной стороны образующие выпуклые брайлевские буквы. Дети в отличие от взрослых быстро осваивают и чтение, и письмо. Владимир Николаевич считает, что чтение ничем нельзя заменить, это главный источник информации. Сейчас издается очень много аудиокниг, но техническую литературу он предпочитает читать.

Преподаватель информатики Владимир Николаевич свою задачу видит в том, чтобы на- учить ребят самостоятельно работать. Ребенок должен сам, если понадобится, подготовить реферат – найти в Интернете информацию, отобрать нужное, отформатировать и распечатать текст. Невидящему человеку помогают в этом специальные программы: все его действия озвучивает голос, который читает то, что в данный момент отображено на экране. Такую же цель – адаптацию детей к более или менее самостоятельной жизни – ставят перед собой все педагоги. Они хотят, чтобы все их выпускники чувствовали себя полноценными членами общества.

Мария Спиридонова

Источник: Тверская Жизнь

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ