Архив:

После эйфории. Игры в Сочи повысили в регионах активность атлетов с ограниченными физическими возможностями

Минувшая Паралимпиада оставила глубокий след в истории этого важного спортивного движения. И не только потому, что там блестяще выступили наши атлеты. Она подняла вопросы, требующие усиленной работы как самих спортсменов, так и оперативных решений тех, от кого зависит дальнейшее развитие этой сферы. 

О перспективах развития спорта для людей с ограниченными физическими возможностями «Гудку» рассказал вице-президент Паралимпийского комитета России (ПКР), доктор философских наук Анатолий Царик. 

– Анатолий Владимирович, какие события, призошедшие на Играх в Сочи, показались вам самыми яркими? 

– Победа моей любимой хоккейной российской команды над американцами в первой их встрече. Ну и, конечно, шестой золотой финиш нашего чемпиона в лыжах и биатлоне Романа Петушкова. Это был абсолютный рекорд Игр. Роман тренируется ни у кого-то, а у самой Ирины Александровны Громовой. Кстати, Ирина тоже абсолютный рекордсмен. Её воспитанники завоевали в Сочи 13 медалей, в том числе 9 золотых! Такого ошеломляющего результата я не припомню ни у кого. 

– Можно говорить о том, что Международный паралимпийский комитет взял курс на расширение программы зимних Игр? 

– На итоговой пресс-конференции в Сочи президент МПК Филипп Крейвен уже предложил пополнить паралимпийскую программу женским следж-хоккеем, бобслеем и санным спортом, а парасноуборд выделить в самостоятельный вид спорта. 

– Что нужно для того, чтобы российская сборная не упустила первую позицию? 

– Не поддаваться эйфории. Победа – да, яркая и убедительная, но она уже только история. Совершенно очевидно, что страны, которые утратили свои традиционно высокие позиции, предпримут особые меры для их возврата. Реакцию некоторых сборных на наше резкое продвижение вверх на Играх-2012 в Лондоне – с восьмого на второе место – мы уже почувствовали. Так что почивать на лаврах не придётся. Нужно не только сохранить, но и развить факторы успеха. Один из главных – поднять уровень развития паралимпийского спорта в регионах. Если на Играх-2010 в Ванкувере медали завоевали представители семи наших регионов, то в Сочи – уже 15. 

И наград нынче в два раза больше, чем в Ванкувере. Закономерность. Почти прямая. Кроме того, необходимо более активное участие нашей сборной в международных соревнованиях. Нужен оптимальный объём централизованной подготовки сборных команд. 

Ну и, наконец, надо улучшать условия на учебно-тренировочных базах. У нас появилась целая плеяда молодых талантливых биатлонистов, лыжников, горнолыжников. Это прямой результат увеличения количества всероссийских и региональных спортивных мероприятий. В том числе среди юношей и юниоров. 

Словом, для сохранения лидирующих позиций нам нужен целый комплекс мероприятий. Некоторые из них я упомянул. Но это далеко не все. 

– Какие здесь могут быть сложности? 

– Перед Играми в Сочи никаких особых сложностей не было. Спасибо Министерству спорта, его Центру спортивной подготовки сборных команд. Но так было не всегда. 

– Как идёт подготовка к летней Паралимпиаде в Рио-де-Жанейро-2016. 

– Она в самой активной стадии. Её концепцию Паралимпийский комитет утвердил ещё два года назад, сразу же после завершения Игр в Лондоне. Там Россия, завоевав 36 золотых медалей, заняла второе место после Китая в общекомандном зачёте. ПКР и Минспорта уже заслушали практически всех старших тренеров сборных команд, поставили им задачи, помогают их решать. 

– Какие наши ударные виды спорта в Рио-де-Жанейро? 

– Отмечу лёгкую атлетику и плавание, стрельбу из лука и пулевую стрельбу, фехтование, дзюдо, пауэрлифтинг, футбол «7х7», настольный теннис. Медальную копилку вполне могут пополнить наши паралимпийцы в академической гребле, велоспорте, бочча, волейболе и баскетболе. Не исключаю, что «золотом». Что касается программы Игр-2016, то в Рио-де-Жанейро будет разыграно более 550 комплектов медалей. При этом два вида – пара-каноэ и триатлон – будут дебютными. Замечу, что в летних видах сильные позиции у спортсменов – представителей ЦСК «Локомотив». Среди них победительница Игр в Сиднее и Афинах, серебряный призёр Игр в Пекине, многократная рекордсменка и чемпионка мира Тамара Подпальная (пауэрлифтинг). Евгений Кегелев – обладатель Кубка Европы в тройном прыжке и золотой медали Игр в Лондоне в эстафете 4х100. Два раза на высшую ступеньку пьедестала, в Пекине и Лондоне, поднималась аспирантка МИИТа, пловчиха Олеся Владыкина. Надеюсь, что все они сумеют и в Рио-де-Жанейро добиться успеха. Общество «Локомотив», кстати, я считаю для себя родным: в нём в 70-е годы я стал мастером спорта по вольной борьбе, заслуженным тренером СССР, а затем был председателем РФСО «Локомотив». 

– Какие главные проблемы нашего паралимпийского движения? 

– Более половины регионов на протяжении последних трёх-четырёх паралимпийских циклов не дали в сборные России ни одного спортсмена. Там нужно улучшать условия для занятий спортом, особенно для детей-инвалидов, поток желающих заниматься спортом среди которых резко увеличился. Это прямое следствие наших побед. 

Но возможности в регионах крайне ограниченны. Они, конечно, расширяются. Но, к сожалению, медленно. Главное препятствие – отсутствие в большинстве областей, в том числе в крупных городах, безбарьерной среды. 

Владимир Суетин

Источник: Гудок

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ