Архив:

Переход на взрослое время. Как владимирские дети с инвалидностью учатся жить самостоятельно

В конце февраля во Владимире появилась альтернатива психоневрологическим интернатам — квартира в новом доме на улице Безыменского. В ней под присмотром педагогов живут молодые люди с тяжелыми формами инвалидности. Возникла квартира благодаря Ассоциации родителей детей-инвалидов «Свет». 

Ее председатель Любовь Кац уверена: до них в России ничего подобного никто не делал. Подобные дома она видела во время поездки в Финляндию несколько лет назад. Корреспондент «Русской Планеты» побывал в гостях у молодых ребят, живущих в этой специальной квартире.

Пять комнат

– Смотрите, какое просторное жилье! Многие элементы дизайна сами придумывали, — говорит Любовь Кац, встречая меня. — А началось все с того, что родители и родственники молодых людей купили эту квартиру. Кто-то продал дачу, кто-то — гаражи. Часть средств дал фонд «Реновабис». Собрали более семи миллионов рублей. Глава города Сергей Сахаров подобрал нам строительную компанию, которая не обманет. Приобрели это помещение. Вообще-то здесь должны были быть офисы. Отделки никакой, голые стены. Как говорится, свой «рай в шалаше» ребята ремонтировали сами.

Больше года шли ремонтные работы. Трудились и мальчишки, и родители, и педагоги. Иногда откликались жители Владимира и спонсоры: бесплатно привозили новую и старую мебель. Линолеумный завод подарил материал на всю площадь.

– Телевизоры отдавали, деньгами помогали, скидки делали, — перечисляет Любовь Кац. — Да даже диван, на котором мы с вами сейчас сидим, нам подарили.

На 177 м2 расположены пять комнат для воспитанников АРДИ «Свет», несколько туалетов, просторная кухня-гостиная и комната педагога — он приходит к ним каждый день. Пятеро молодых людей будут жить здесь всю жизнь.

Так что мебель в квартире хорошая: везде диваны, кровати, компьютерные столы. Телевизора нет только в комнате педагога — не положено. Двадцатишестилетний Владимир смотрит японскую анимацию, подробно рассказывает мне о ее персонажах.

811b51a566d7882adc7c39a120203ccc.jpg

– Отечественное кино я не очень люблю, — признается он. — Разве что старые советские сказки. Их сейчас мало показывают. Зато недавно мы в кино ходили на фильм «Ной». Очень понравился!

Погибают 80%

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В ее статье № 19 сказано, что у них должна быть такая же, как и у других людей, возможность выбирать место жительства. Человек имеет право остаться в домашних условиях. Но в действительности очень многих молодых людей и девушек с психическими отклонениями отправляют в психоневрологические интернаты. По словам Любови Кац, сегодня в регионе около 350 человек «стоят в очереди» в эти учреждения.

– Как живут эти люди? Кто им помогает? Хорошо, если родственники нормальные есть, — рассуждает Кац. — У нас был страшный случай. У девушки с ограниченными возможностями здоровья, которая училась на швею, умерла мама. Остались отец и брат — оба алкоголики. Они все вынесли из квартиры, продали. Технику, мебель. Дошло до того, что холодильник у нее использовался просто как шкаф — на полках лежали вещи, одежда. Не было кровати, только захудалый матрас. А родственники каждый месяц ждали ее пенсию, а потом бедную девушку практически в окно выкидывали. Конечно, мы ее устроили в интернат. Но через что она прошла!

Но интернаты для людей с инвалидностью во Владимирской области полностью заполнены. И бытовые условия в них, по мнению Кац, далеки от идеальных:

– Конечно, сейчас социальные учреждения этого типа тоже меняются. Во многом благодаря общественникам и контролю выделяется больше средств. Ну, допустим, в интернате есть баня. Она работает только в четверг. Мы-то дома, когда жара под тридцать градусов, пару раз в душ сходим. А там пациенты раз в неделю могут. Или, например, туалеты, в которых нет дверей. Сидит мужчина, а рядом — женщина. Ужас! Хорошо, что сейчас хотя бы двери стали ставить, тумбочки новые в палатах, еще какую-то мебель. Но все равно даже в самом современном ПНИ не всегда можно добиться индивидуального подхода к каждому.

По словам Любови Кац, 50% людей, живущих в интернатах, не обучаются. Смертность в интернатах превышает 20%. После перевода из детского учреждения во взрослое 80% ребят погибают в первые три года.

Позаботиться заранее

С августа 2012 года во Владимирской области «работают» 32 приемных семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов. Более того, законодательно утверждена опека над неродными недееспособными гражданами. Областной закон вступил в силу с 1 января 2014 года. Каждый опекун ежемесячно получает 6 тыс. рублей.

– Это действенные и современные формы, обеспечивающие инвалидам достойную жизнь. Но не все так просто, — говорит Любовь Кац. — Даже в приемную семью скорее возьмут молодого человека, который может самостоятельно держать ложку, кружку, заправлять кровать. У нас был еще один случай. Родители отправились на свадьбу. Шестнадцатилетнему сыну-инвалиду наготовили много вкусных блюд: курицу, картошку, салаты. Все поставили в холодильник и ушли. Возвращаясь с праздника, они погибли в автокатастрофе. Пока опознавали тела, пока все проверяли, шло время. Ребенка нашли дома спустя неделю. Вы представляете, он сидел на полу и грыз сухие макароны! А еда в холодильнике осталась нетронутой. В шестнадцать лет мальчик был не обучен. Мы же всегда призываем родителей позаботиться о своих детях заранее, подумать, как они будут жить, когда не останется близких. Вот родители этих ребят так и поступили.

Кроме спецквартиры для молодых людей с инвалидностью, «АРДИ «Свет» отвечает во Владимире еще и за так называемую «Школу жизни». На занятиях в ней педагоги учат детей и подростков самостоятельно готовить, прибираться, ходить в магазин, общаться. Преимущество квартиры-интерната в том, что место постоянного проживания позволяет детям полностью погрузиться в пригодную для самостоятельной жизни среду. Недавно городская администрация выделила участок под еще один дом, где мальчики и девочки будут жить по такому же принципу, с педагогами.

В дар от Доброго

У жильцов просторной квартиры в Добром сегодня ужин картофельное пюре с котлетами. Педагог, как и положено, не готовит, а только подсказывает и поправляет. Двадцатисемилетний Павел чистит «мятуху» — так он называет картошку. Двадцатилетний Егор следит за котлетами на сковороде, переворачивает их каждые две минуты. Им еще нужно будет накрыть на стол и помыть посуду.

d429977dac084ce768ddfe2b9e688fc8.jpg

Перед ужином домой возвращается тридцатиоднолетний Павел. Он работает помощником педагога по иппотерапии. Реабилитацией ребятишек через верховую езду вот уже несколько лет занимаются в парке «Дружба».

– Лошадку зовут Гаммой. Я за уздечку ее придерживаю. Коновод, считай, — рассказывает Павел о своей работе. Стена в его комнате увешана многочисленными грамотами: Павел и сам давно занимается конным спортом, участвует в соревнованиях, завоевывает кубки.

– Конный спорт бросать не собираюсь, — добавляет Паша. — А еще бегаю по утрам. Нашел тут рядом с домом несколько спортивных площадок.

После ужина молодые люди наперебой рассказывают мне, что кто-то из жителей Доброго бесплатно отдал им свой огород.

– Будем сажать огурцы и картошку. Правда, участок заросший, придется постараться, — обещает Владимир.

Прощаясь с ребятами, снимаю бахилы, которые они дали мне при входе.

– Да мы, как обживемся, в следующий раз для вас тапочки приготовим, — говорит Вова. — А бахилы положите вон к тому пакету с мусором. Это кто-то вчера на нашем крыльце пивные банки и бутылки оставил. Молодежь местная. Ну, ничего, мы все уберем.

Никита Ефимов

Источник: Русская Планета

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ