Архив:

«Спорт – для инвалидов в нашей стране единственная возможность нормально заработать»

Спортивный корреспондент E1.RU встретился с серебряными призёрами Паралимпиады в Сочи в колясочном кёрлинге Оксаной Слесаренко и Андреем Смирновым, ребятами из Екатеринбурга. Получилась очень личная беседа. Не о спорте как о способе самореализации. О спорте как о способе выжить или жить. О бытовых проблемах и их решениях. Смешное и грустное. Диалог о трогательном отношении двух сильных людей друг к другу.

- Я понимаю, что, возможно, это не самый приятный вопрос. Оксана, Андрей, как в вашей жизни всё сложилось именно так?

Оксана: Давайте я расскажу. Андрей в 1986 году играл с мальчишками и упал в шахту лифта на стройке. Я в том же году попала в ДТП. В 2004 году нас связал кёрлинг, и мы случайно выяснили, что тогда, в 1986-м, лежали в одно и то же время в одной больнице и не знали друг друга!

- Мы вас поздравляем с успехом на Олимпиаде. Многие обыватели обсуждают такое огромное количество медалей (всего 80, из них 30 – золотых!), которые выиграли наши спортсмены на Паралимпийских играх – это случайность или плановая "акция"? Россия выиграла практически столько, сколько все остальные страны вместе взятые. Откуда такой фантастический результат?

Оксана: У наших спортсменов желание победить больше, чем у других. Вот и всё. Все старались – и показали результат. В основном благодаря стараниям и сумасшедшей мотивации.

Андрей: Кто-то даже шутил, что на следующую Паралимпиаду кроме России никто не поедет – смысла нет (смеётся).

- К вопросу о запредельной мотивации. Я правильно понимаю, что в нашей стране спорт для инвалидов – это единственная возможность нормально заработать? В отличие, к примеру, от тех же американцев-инвалидов, для которых спорт - это хобби.

Андрей: Так и есть. Мы, спортсмены, получаем за свою работу деньги. Других возможностей в стране нет. Разве что вести свой частный бизнес, но этим занимаются единицы.

- То есть такой показатель по медалям – это скорее минус?

Андрей: Ну почему минус? Люди старались и завоевали медали. Но это показатель, да, вы правы. То, что мы смогли стать призёрами – это серьёзный успех. Ладно мы с Оксаной ездим на сборы, имеем возможность тренироваться на нормальных площадках. А те, кто с нами в команде находятся, видят нормальный лёд только на соревнованиях. Нам обещали сделать свою площадку, но когда это будет?

Оксана: Профессионального кёрлинга в Екатеринбурге нет. Льда потому что нет. При этом сам вид спорта в России начался именно в нашем городе. Колясочный, кстати, ещё есть в области, а обычного совсем нет.

- Если будет лёд, кёрлинг на Урале сможет развиваться?

Оксана: Ну конечно! Ещё как! Желающих начать очень много, ведь ограничений по возрасту у этого вида спорта нет.

- А почему всё-таки кёрлинг?

Андрей: Нас сначала просто позвали посмотреть. Всё было в диковинку. И потихоньку мы влюбились в этот спорт.

Оксана: Я пробовала заниматься баскетболом и теннисом. Но там такие движения нужны, которые несовместимы с моей травмой позвоночника. А в кёрлинге нужно думать головой, и резкие движения не нужны.

- Когда вы пришли в этот вид спорта?

Андрей: Мы вместе с Оксаной пришли в 2003 году. Так и остались.

Оксана: Сначала собрали мужскую команду ребят. А по правилам международной федерации кёрлинга в команде должна быть женщина. Я, когда пришла, понять ничего не могла: лёд, камни какие-то непонятные, мужики (смеётся). А потом затянуло.

- Правда, что в кёрлинге перед игрой можно выпить до трёх кружек пива?

Оксана: Ну вообще, в правилах алкоголь не запрещён (смеётся). Но мы не употребляем. Насчёт остальных, не знаю.

Андрей: Да ну! Зачем это пиво перед игрой? Чтобы потом бегать? Лучше уж шотландский виски (смеётся)

af16a3999e810c39ca5621851e086a3e.jpg

- На самой Паралимпиаде вам были созданы необходимые условия для тренировок и проживания?

Андрей: Да, конечно. Там действовала программа "Доступная среда". Проживание, питание, тренировочный процесс – всё было на высшем уровне. Мы могли самостоятельно передвигаться там, где хотим. Сейчас все силы федераций будут брошены на 2016 год на летнюю Паралимпиаду. Так что мы пока отойдём на второй план. А после неё начнём усиленную подготовку.

- Если бы вы не занимались кёрлингом, то какой род деятельности бы выбрали? У нас в городе есть возможность заработать деньги у людей с ограниченными физическими возможностями?

Оксана: Да, нужно открывать своё дело. Но тут нужен начальный капитал. Я вам скажу: на обычную работу не устроиться. У нас с Андреем I группа инвалидности, она нерабочая по сути. А те места, которые якобы выделяются, на самом деле номинальные – никто инвалидов не берёт. Нет условий.

- Неужели нет доступных рабочих мест?

Оксана: Давайте мы с вами выйдем на улицу? Нам даже из одного помещения в другое самостоятельно не передвинуться. Нам постоянно нужны люди для оказания помощи, иначе мы ничего не сможем.

Андрей: И с преградами та же проблема, и с транспортом, с личным авто.

- Но как же специальные автомобили для инвалидов? Их же должны делать?

Оксана: Такая программа есть, но реально вы хотя бы один видели на дороге?

Андрей: Вы вообще много видите людей на колясках на улицах?

- Вообще-то нет.

Андрей: Потому что доступной среды для инвалидов нет. В больших торговых центрах, где всё доступно, есть специальное оборудование…

Оксана: Именно поэтому мы туда спокойно приезжаем, спокойно передвигаемся. В современно торговом центре есть лифты, а в обычные магазины зайти проблематично. Можно, конечно, заказать продукты через Интернет, но ведь хочется выйти на улицу. Вам же хочется?

- Хочется.

Оксана: Ну вот, вы нас понимаете. У нас мало доступной среды. Практически только торговые центры.

Андрей: И новые современные здания в новых районах.

- Что нужно сделать, чтобы облегчить жизнь инвалида в бытовом плане?

Андрей: В первую очередь сделать так, чтобы человек мог выйти из дома. Либо переселять их в новые дома, где всё это уже приспособлено. Потом – сделать возможным логистику до общественного транспорта или до припаркованного автомобиля. Не нужно пока заниматься глобальными вещами, уменьшать везде бордюры в городе. Это, конечно, тоже необходимо. Нужно всё делать постепенно, в этом ничего сложного нет.

- Скажите, проблема "косых взглядов" для вас актуальна? Есть люди, которые ведут себя и реагируют на вас некорректно?

Андрей: Особо нет. Люди уже привыкли, что нас много. По последним подсчётам, в России на инвалидности несколько десятков миллионов человек. Это не только колясочники.

Оксана: Просто вы их не видите.

Андрей: Молодёжь вообще нормально реагирует. Они путешествуют, видят подобных людей за границей и знают, какое там отношение. А вот более старшее поколение… Бывает, что вроде человек взрослый, а уставится на нас и будет смотреть, пока мы не исчезнем из его поля зрения.

- У вас есть какое-нибудь увлечение помимо основной спортивной работы?

Оксана: Я делаю куклы ручной работы. Вот, сегодня раскрашивала пасхальные яйца. Я вообще-то человек творческий! Правда, в последнее время совсем не хватает времени. Интервью, мастер-классы, фотосессии.

- А вы, Андрей?

Андрей: Ну, мне тяжелее. Я кисточку с детства в руках не держал, поэтому сумел только покрасить яйцо в монотонный цвет.

- Ничего страшного, для многих мужчин это уже настоящий подвиг.

Андрей: Для меня точно! (смеётся)

- Как складывается ваша личная жизнь? Профессиональный спорт не мешает?

Оксана: У Андрея своя семья, у меня своя. Но мы уже друг без друга не представляем себе жизни, потому что мы везде вместе. На соревнованиях, в поездках, на сборах, в свободное время. Постоянно созваниваемся.

Андрей: Это как в песне: "С тобою мы объехали полсвета" (смеётся)

Оксана: Знаете, мы с Андреем уже как одна семья.

Андрей: Ага, спортивная! (смеётся)

Нам удалось немного поговорить с главным тренером сборной России по колясочному кёрлингу Сергеем Викторовичем Шамовым. Он старается везде сопровождать Андрея и Оксану и по сути является тем самым помощником в их передвижении по городу.

- Сергей Викторович, как спортивные федерации и муниципальные власти помогают спортсменам-инвалидам? Ваша в частности?

- Во-первых, это программа "Доступная среда", которая существует у нас в городе, которая движется потихоньку.

- Судя по всему, очень "потихоньку".

- Ну вообще-то да. Хотя помощь есть. Пока ребята (Оксана и Андрей) были на Паралимпиаде в Сочи, мы смогли им в качестве сюрприза установить в квартирах пандусы. Всё равно какая-то помощь ребятам нужна, но они справляются.

К слову, Андрей добивался установки специального пандуса в течение полутора лет и только к Паралимпиаде были найдены средства и возможности его установки.

0378efa0fe6bf695adea74b4e4114f38.jpg

Мы побывали во дворе, где живёт спортсмен. Около ступенек по дороге к выходу из двора сделана специальная горка для удобного спуска на колёсных средствах передвижения. "Удобство" горки в нынешних погодных условиях весьма спорное: она вся обледенела, и спуск по ней представляет опасность.

d866fb99f779d73406e0c6015afeb0c9.jpg

- Какая сейчас основная проблема уральского кёрлинга?

- Отсутствие льда. Нам толком негде тренироваться. Я обсуждал этот вопрос с Евгением Ройзманом и Александром Якобом, они пообещали постараться что-то сделать.

- То есть обещали пока "постараться", но не сделать?

- Вроде бы нам дадут пристрой, в котором сможем организовать необходимую площадку. В России вообще мало льда для кёрлинга. В Челябинске есть – это ближайшее. Хотим подобное в Екатеринбурге сделать, думаем, с одним из торговых центров договориться. Этот спорт нужно возрождать. Он у нас был до революции, потом его признали "буржуйским", и он канул в Лету. В новой России после распада СССР он появился лишь 20 лет назад. Пока всё на голом энтузиазме, хотя бы оборудование у нас есть.

- С какого возраста планируете брать детей в кёрлинг?

- Лет с 12-13-ти – это оптимально. Понимаете, камень для кёрлинга весит 20 килограммов. Семилетний ребенок весит ненамного больше. Как он толкнёт камень – это вопрос. К тому же нужно не просто его покатить, но и докатить до "дома" (зачётное поле игры - прим. автора), а это около 40 метров. Поэтому будем брать более окрепших ребят.

- Как обстоит ситуация с финансами у федерации для спортсменов и для развития этого вида спорта в целом?

- Ну и финансовая поддержка, конечно, существует. Особенно на неё рассчитываем по итогам Паралимпиады в Сочи. Правда, нас переводят на тендерную основу, а до конца сезона провести нормальный тендер мы не успеем. Надеюсь, что в конце лета мы всё же его проведём и у нас будет своё постоянное место для тренировок. Желающих отдать своих детей в школу кёрлинга сейчас очень много, родители звонят ежедневно. Однако нам пока просто нечего им предложить.

- Сколько нужно в месяц для существования кёрлинга в Екатеринбурге?

- 250 тысяч рублей. Мы подсчитали. Этого будет достаточно, чтобы спортсмены тренировались. Рассчитываю, что эти деньги нам выделят.

Борис Юзефпольский

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ