Архив:

Путь к сердцу особых детей. В Синодальнм отделе прошла первая встреча нового интернет-курса по обучению и воспитанию детей-инвалидов

1 апреля начался курс интернет-семинаров «Обучение и воспитание детей с множественными нарушениями развития», в рамках которого опытные педагоги научат участников курса устанавливать контакт с особыми детьми. Именно от этого контакта, по их словам, зависит успех в исправлении любого, даже самого трудного поведения детей.

Первое занятие провела заслуженный педагог с 45-летним стажем Елена Топоркова. «Если сравнить количество принимаемых лекарств в начале и в конце жизни людей с нарушениями развития, мы увидим, что, несмотря на увеличение доз, качество их жизни не улучшается», - сказала Елена Топоркова. Она подчеркнула, что главное средство в воспитании и коррекции поведения особенного ребенка – это вовсе не лекарства, а общение, умение найти с ним общий язык, понимать и любить его. Ведь абсолютно у каждого ребенка есть желания, потребность в общении и обучении.

Но как общаться с ребенком, если он не умеет говорить? Что делать, если дети плохо спят, плохо едят, постоянно кричат, капризничают, требуют внимания, отказываются от совместной деятельности, бросаются на пол, проявляют самоагрессию и даже нападают на окружающих? Решения этих и других проблем были предложены в рамках видео-занятия.

«Крик, плач – это ответ ребенка на непонимание его потребностей, страх окружающего пространства, - объяснила педагог.  -  Непонимание взрослыми этих средств общения может вызвать у детей проблемы поведения – например, агрессию».

Изменить нежелательное поведение ребенка, которое создает много проблем в семье и вне ее, очень трудно, но возможно, считает Елена Топоркова. «Деятельность по устранению проблемного поведения - это деятельность по установлению эмоционального контакта. А установление эмоционального контакта  всегда комфортно для ребенка», - сказала ведущая. Елена Топоркова подчеркнула, что безвыходных ситуаций не бывает. Главное, по ее словам, - найти путь к сердцу ребенка, научиться слышать и отвечать на его языке. Но в каждом случае это индивидуальная работа. Нужно самообразовываться, обладать достаточными знаниями, чтобы помочь особенному ребенку.

Как показывает опыт, все семьи – а часто они неполные: после рождения особого ребенка большинство отцов уходят - нуждаются и в психологической помощи. «Первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают совсем, они как бы дремлют, являясь постоянной частью эмоциональной жизни семьи, - предупреждает Елена Топоркова. - В определенные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой силой и дезадаптируют семью. Поэтому семьи, имеющие детей с отклонениями развития, нуждаются в постоянной психологической помощи и поддержке».

Большой ошибкой родителей Елена Топоркова называет позицию, при которой в семье «ставят крест» на особом ребенке. «Неблагополучной я считаю ту семью, которая совсем не занимается развитием, воспитанием ребенка, оставляет его дома, лишает общения, не развивает социально и не формирует соответствующие навыки», - сказала педагог.

В конце семинара Елена Топоркова подробно ответила на различные вопросы.

Полная запись интернет-встречи доступна по ссылке

Следующий семинар курса состоится во вторник, 8 апреля. Он будет посвящен коммуникативному поведению детей с множественными нарушениями развития. Зарегистрироваться можно уже сейчас по ссылке.

Анна Живова

Источник: Диакония

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ