Архив:

«Иногда это превращается в кошмар». Казанские школы готовятся к переходу на инклюзивное образование

Казанские школы готовятся к переходу на инклюзивное образование. Смысл в том, чтобы дети-инвалиды и обычные, здоровые детишки учились вместе. Согласно поправкам в законе «Об образовании» от 29 декабря 2012 года, российские учебные учреждения должны перейти на инклюзивное образование к 2016 году. Однако преподаватели и школы к этому еще не готовы.

- Иногда это превращается в кошмар, - рассказывает Ирина Климентьева, преподаватель начальных классов одной из московских частных школ, – сейчас детей-инвалидов в нашей школе 30%. Очень сложно заниматься с такими ребятами. Дело в том, что детей нам вручили, а вот объяснять, как с ними работать, никто не стал. У нас теперь есть ребята больные шизофренией, причем в очень серьезных формах.

Частные школы Москвы начали переходить на инклюзивное образование с начала 90-х годов. Однако это были единичные случаи, сейчас в столице России не больше 70 подобных школ.

- Такие дети очень умные, многое успевают – продолжает Ирина – иногда даже обгоняют сверстников, но работать с ними все равно, что работать с бомбами, которые могут детонировать в любую секунду.

Климентьева рассказывает историю о своей ученице.

- У нее эта болезнь очень развита, но она очень смышлёная, ведет себя отлично, но вот как-то в класс пришел Дима в новом красивом костюме. Я обратила на это внимание, сделала ему комплимент. Это, к несчастью, услышала Полина. Она бросилась на него, схватила за ворот и начала трясти. Мне пришлось буквально отрывать ее, после чего усаживать и еще минут 15 слушать истерику…

Для Татарстана инклюзивное образование — новшество. В школе №72 в Советском районе несколько дней назад прошло заседание совета Общественной палаты РТ. Темой стала реализация инклюзивного образования в образовательных организациях района. Еще в 2006 году 72-я школа одной из первых перешла на такой вид образования.

«Сейчас готовится архитектурная среда в обычных школах, чтобы их могли посещать дети на инвалидных колясках с нарушениями опорно-двигательной системы», – говорит Ольга Тимуца, член Общественной Палаты. Раньше дети-инвалиды обучались только в специальных школах или получали образование на дому. Сейчас их родителям дается право выбирать форму обучения детей, в том числе обычную школу, обычный класс. Человек может обеспечить себя сам, если ему для этого создать определенные условия, уверена Тимуца.

До 2016 года предстоит сделать многое, уже сейчас республиканское министерство образования и министерство труда и занятости РТ выделяют средства на различные исследования и переобучение преподавателей. Главная задача - подготовить не столько архитектурную среду, сколько подготовить само общество к такому преобразованию. 

На Западе система образования, когда обычные, здоровые дети ходят в одну школу с детьми особых потребностей, действует уже давно. В Финляндии инклюзивная форма обучения была введена еще в 70-х годах прошлого века. Тогда власти просто закрыли все специализированные школы, и детям-инвалидам пришлось идти в общеобразовательные учреждения. 

- Во Франции поступили проще, – продолжает Тимуца – приняли решение: 6 тысяч ставок ввели, и к 1 сентября каждый «такой» ребенок пошел в обычную школу в сопровождении помощника.

«У нас так не будет - в бюджете никаких денег не хватит, поэтому переход будет осуществляться постепенно», - говорит Тимуца. На проблему, по словам члена Общественной Палаты, долгое время закрывали глаза. Дети-инвалиды учились в специальных школах, в замкнутых социальных группах и после в жизни не могли найти себя. Теперь их собираются социализировать, воспитывать полноценных («хотя бы в моральном плане») людей.

По словам детского психолога Эльвиры Лукьяновой, инклюзивное образование будет полезно и обычным детям. Проходящие через инклюзивное образование учатся сочувствию, сопереживанию и пониманию, психологи называют это эмпатией. Они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе, считает Лукьянова. 

Однако, как показали проведенные в Татарстане исследования, общество пока не готово к таким изменениям. Противодействие исходит не только от родителей здоровых детей. Семьи, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, также не спешат идти в обычные школы. Дело зачастую не только в отсутствии необходимых условий, но и в отношении сверстников и учителей. 

- Пока давать право выбора - единственный верный путь для введения инклюзивного образования, - уверена Тимуца. - Нам нужно будет за эти два года создать условия плавного и безболезненного перехода на такой вид образования. При этом останутся и специализированные школы, потому что право выбора должно остаться за родителями.

Николай Шадрин

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ