Архив:

«Иду к цели напролом!»

Татьяна Кононова кандидат в мастера спорта по пауэрлифтингу, инвалидность не помешала ей, поднять штангу на девять килограмм больше своего веса. Последние шесть лет она живет в Сердобском доме ветеранов. Здесь мы встретились с ней 15 марта.

– Мужчина! Мужчина, разрешите, – Таня на инвалидной коляске обгоняет задумавшегося в дверях соседа и быстро въезжает в холл по застеленному линолеумом пандусу. В доме ветеранов все очень неторопливо, и от этого кажется, что Таня куда-то постоянно спешит.

– Пойдемте в комнату, – провожает она. – Здесь живет Лена – моя подруга, я у нее целыми днями пропадаю.

Комната размером с гостиничную «однушку» обставлена просто. Тесновато, но уютно. Вокруг творческий беспорядок – в углу стоит начатый Таней витраж, где-то рядом еще не законченный батик с рисунком дельфинов, на столе – сувенирные паучки из бисера. Хозяйка комнаты Лена  вышивает картину.

Мы только располагаемся, как из коридора слышится звонок на обед. Густой запах щей, напоминает мне больничную еду, он  чувствуется даже через закрытую дверь.

– Нет, давай не пойдем сегодня. Мы распорядок не соблюдаем, – смеется Таня. Она сидит напротив меня на своей коляске, такая естественная творческому беспорядку вокруг и абсолютно не похожая на спортсмена-тяжелоатлета. – На самом деле, я всегда занималась рукоделием – вышивала, вязала, участвовала в выставках, ярмарках, ну вы понимаете. Со спортом все получилось случайно. Год назад пришел Дима, говорит: «Давай попробуем, почему нет?» Это была авантюра, конечно, но я сказала: «Давай».

«Дима» – это известный в Сердобске тренер Дмитрий Постнов, воспитавший в пауэрлифтинге целый ряд спортсменов-международников. Он единственный в Пензенской области, кто не боится тренировать инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В Сердобском доме ветеранов у него небольшая группа. В основном мужчины, но есть и несколько девушек.

– Откуда в вас эта настойчивость? – спрашиваю я.

– Наверное, от отца. Папа у меня была таким же – шел к цели напролом, – вспоминает Таня. 

Она рассказывает о своем детстве легко, хотя я заранее знаю, что это сложная для нее тема. Таня – седьмой, самый младший ребенок в многодетной семье – родом из Архангельской области, из села Шангалы.  

– Климат там очень тяжелый. Даже летом в некоторых местах – минусовая температура. Но зато красиво. Наш дом стоял в низине прямо у реки – она называется Устья – а вокруг были холмы и пастбища. Летом – они зеленые, зимой – белые. Я до сих пор детство вспоминаю, и до сих пор меня туда тянет, – говорит она.

Детство было счастливым, но трудным. Мама – учитель английского языка, отец всю жизнь работал на местном маслозаводе. Росла Таня в «женском коллективе», в окружении четырех сестер.

– Конечно, было сложно. В августе мне исполнится 26, а сестры все еще пытаются научить чему-то, воспитывают по телефону. Но все равно чувствуется какой-то барьер. Моему старшему брату – 51 год, и когда я увидела его впервые за последние 15 лет – мы разговаривали по скайпу – то чувствовала, что теряюсь. С одной стороны, он родной для меня человек, с другой – за исключением кровного родства общего у нас практически нет, – рассказывает Таня.

В Шангалах она прожила первые 13 лет своей жизни. Потом ее мать приняла тяжелое решение – отправить дочь из семьи на обучение. Были разосланы письма по всей России. Учреждение, где Таня могла бы жить и учиться, нашлось в Нижнем Ломове.    

– В тот момент вы чувствовали обиду на родных? – спрашиваю я.

– Да, было такое. Долгие годы мы с мамой не общались никак, даже по телефону. Но с возрастом приходит осознание. Теперь я понимаю, что ее поступок был вынужденной мерой, из-за тяжелой ситуации в семье. Спустя восемь лет, я нарушила молчание – позвонила в день ее рождения, на что услышала в трубку слезную истерику и слова: «Дочка, прости, я виновата, я знаю». Она, может быть, как-то хотела сломать барьер между нами, но что-то ей все равно мешало. Сейчас мы общаемся, но редко – маме уже за семьдесят, я же поздний ребенок.

За год, прошедший с начала тренировок, она успела поучаствовать в трех соревнованиях – двух региональных и одних общероссийских – они проходили в октябре 2013 года в Подмосковье, и на них девушка сдала норматив на кандидата в мастера спорта.   Классический пауэрлифтинг – это троеборье: приседание со штангой, тяга штанги и жим штанги лежа. По понятным причинам Таня выполняет только последнее упражнение.

– Когда я начинала, и Дима только смотрел, на что я способна, мне удавалось выжимать чуть больше своего веса – сейчас я вешу 41 килограмм, – говорит она.

– А говорите, что до этого не занимались спортом, – удивляюсь я.

– Поскольку у меня нет способности в ногах, нужно иметь сильные руки – чтобы  переползти с одного места на другое, с коляски – на кровать и наоборот. Кстати, коляска очень многое дает в этом плане. На  коляске по всему городу гоняю – у меня своя дистанция. Девчонки удивляются: куда так топишь? Ну не могу я медленнее, наверное, уже привыкла. По крайней мере, до спортклуба через две остановки отсюда могу доехать – там и снарядов больше, и тренировки посложнее получаются, чем здесь, – рассказывает Таня.

На всех занятиях она работает с тренером и под присмотром врача – это обязательное условие. Все-таки речь идет о спорте, а не занятиях лечебной физкультурой, и нагрузки здесь соответствующие. На соревнования Таня всегда заявляется в общую квалификацию и выступает вместе с другими здоровыми спортсменами – для нее это принципиальный момент.

  – Могла бы и мастера сразу получить, для этого нужно было взять 55 килограмм взять. На тренировках я брала этот вес, но здесь, то ли переволновалась, то ли сказалась дорога…, – говорит спортсменка.

О своих дальнейших планах Таня предпочитает не особо распространяться. И хотя тренер уверен в ее потенциале, по-видимому, спорт для девушки не на первом месте:

– Семья, дети, переезд из дома ветеранов – вот ближайшие цели, – говорит она. – Вам, на самом деле, повезло застать меня в доме ветеранов – я же здесь не все время. Если бы вы не приехали, я бы была у своего молодого человека или занималась вышивкой.

Я прошу Таню показать свои награды и медали, и она едет к себе в комнату их искать. Лена, весь наш разговор сидевшая рядом, продолжает вышивать свой рисунок.

– Многие люди здесь не очень добрые, – говорит она. – У каждого свои проблемы – здесь же в основном старики, которых оставили дети. И, как бы вам сказать, они сами себя и окружающих немножечко «едят». В Тани этого нет. Если другу нужна помощь, она поддержит всегда. Именно это в ней и притягивает. Ну и внешность, конечно – она очень эффектная девушка.

Как оказалась, в медалях Таня выглядит еще эффектнее.

От автора: о Тане Кононовой в спортивном мире знают немногие, но те, кто знают, говорят, что она – исключительная. Несмотря на тяжелый недуг, из-за которого девушка не может ходить, она занимается пауэрлифтингом – троеборьем, которое всегда ассоциируется с крепкими накачанными мужчина и штангами, гнущимися от многокилограммовых блинов. Свой норматив на звание кандидата в мастера спорта Таня выполнила с первой попытки, взяв на девять килограмм больше, чем весила сама.  

Александр Поляков

Источник: Провинция

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ