Архив:

Равные возможности. Прежде чем внедрять и развивать инклюзивное образование, нужно развенчивать сложившиеся годами стереотипы

На протяжении нескольких десятилетий инвалидов в нашей стране было принято просто не замечать, их как бы не существовало. К примеру, еще десять-пятнадцать лет назад дети с особенностями развития были буквально обречены на жизнь в четырех стенах. Максимум, что им предлагалось вне дома, – это обучение в спецшколах. Сегодня ситуация постепенно стала меняться. Появились общественные организации, которые занимаются проблемами детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и их социализацией. К работе с ребятами активно привлекаются волонтеры. Однако только силами общественников и добровольцев неоднозначное отношение к инвалидам вряд ли можно изменить.

Привлечь внимание

В середине марта в Рязанской области впервые проходила неделя инклюзивного образования. В ее рамках благотворительный фонд помощи детям-инвалидам «Наши дети» совместно с региональной общественной организацией «Перспектива» и национальной коалицией «За образование для всех» проводили в рязанских школах «уроки доброты», просмотры и обсуждения фильмов о людях с ограниченными возможностями здоровья. Также были организованы «круглые столы» по данной теме для студентов вузов.

– Инклюзивное образование подразумевает не просто совместное обучение детей с инвалидностью и без, – комментирует президент фонда «Наши дети» Наталья Епихина. – Это возможность обучаться для всех и индивидуальный подход к каждому ученику, независимо от его физического, психического состояния, национальности, возраста, пола, религиозных убеждений.

Практика создания инклюзивных детских садов и школ давно уже существует во многих странах. В России популярность инклюзивного образования пока невелика. В значительной мере это обусловлено стереотипами мышления родителей, не готовых к тому, чтобы в одном классе с их чадом учился ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Не готовы воспринять чем-то отличающихся от себя сверстников и сами школьники. По данным социологических исследований, многие из них согласны смириться с присутствием в классе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также слуха и зрения, но вот с отставанием умственного развития – нет.

Неделя инклюзивного образования позволила привлечь внимание и поговорить о проблемах инклюзивного образования на разных уровнях: начиная от учеников и их родителей и заканчивая представителями власти.

Вопреки общепринятому мнению

В настоящее время в детских садах Рязани воспитывается 162 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

– Только 66 из них посещают специализированные дошкольные образовательные учреждения, остальные ходят в обычные садики, – отмечает заместитель главы администрации города Лариса Крохалева.

По мнению специалистов, инклюзию как раз и нужно начинать с дошкольного образования, чтобы уже с раннего возраста у здоровых малышей формировалось восприятие сверстника с инвалидностью как равного.

А вот после того как особенный ребенок выпускается из детского сада, могут возникнуть проблемы. Зачастую родители детей-инвалидов просто не имеют возможности устроить свое чадо в общеобразовательную школу.

– Когда речь идет о поступлении ребенка с отклонениями в развитии в школу, начинается не инклюзивное, а эксклюзивное образование, он просто выбывает из образовательного процесса. Родители вынуждены переводить своих детей на домашнее обучение. Таким образом, у людей, которым от природы сложно контактировать с окружающими, просто нет возможности научиться общаться, – говорит руководитель региональной общественной организации помощи аутичным детям «Дорога в жизнь» Татьяна Иванова.

Всего в Рязанской области в спецшколах и интернатных учреждениях учатся сегодня 1628 детей с ограниченными возможностями здоровья и еще 575 ребят находятся на надомном обучении. В Рязани в спецшколах учатся 359 человек. При этом выбор подобных школ весьма ограничен – к их числу относятся интернат «Вера», школы №№ 10, 18, 23, 26 и коррекционный класс в школе №17.

Хорошо зарекомендовал себя региональный Центр дистанционного образования. В нем обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря интерактивным технологиям они не только осваивают курс школьной программы, но могут (причем совершенно бесплатно) заниматься в различных кружках, студиях и секциях. В этом центре учатся более 180 ребят.

Есть над чем работать

По словам руководителя Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Елены Сопиной, для развития инклюзивного образования надо бороться с любой дискриминацией и воспитывать в здоровых детях толерантность по отношению к инвалидам.

– Из общеобразовательной системы часть детей с ограниченными возможностями здоровья выбывает. Это происходит из-за 

стереотипного мышления одноклассников, недостаточной квалификации учителей, отсутствия специально разработанных программ для обучения особенных детей, – подчеркивает она.

Еще одна трудность внедрения инклюзивного образования заключается в отсутствии доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это касается не только общеобразовательных школ, но и учреждений отдыха.

– Мы имели опыт организации инклюзивного отдыха в лагере «Колос», – рассказывает Наталья Епихина. – Там нет никаких бытовых условий для колясочников. Однако несмотря ни на что, все ребята подружились. Здоровые дети не обращали внимания на то, что их сверстники плохо слышат или передвигаются.

Для создания безбарьерной среды в перспективе планируется приобрести для рязанских школ специальные подъемники, которые позволят посещать их детям-колясочникам, на базе Рязанского колледжа электроники открыть центр обучения детей-инвалидов.

Вместе с тем необходимо понимать, что проблема гораздо шире, и она не ограничивается только приобретением нового оборудования и проведением ремонта. Прежде чем внедрять и развивать инклюзивное образование, нужно развенчивать сложившиеся годами стереотипы и предвзятое отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Ольга Трубушкина

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ