Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Инклюзивное образование: миф или реальность?

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для всех детей. Однако на деле данные постулаты не всегда реализуются. Зачастую родители не хотят отдавать своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья в закрытое учреждение интернатного типа и воспитывают его в семье, пытаются устроить в общеобразовательную школу и детский садик, но в большинстве случаев встречают отказ в приеме ребенка -инвалида.

В настоящее время в Тверской области для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья функционируют компенсирующие группы, осуществляющие коррекцию нарушений речи, зрения, слуха, интеллекта, но их крайне мало. И расположены эти группы в основном в Твери, что вынуждает родителей из других городов и районов Тверской области покидать родные места и перебираться в Тверь ради образования и социализации своего ребенка. Для детей с другими заболеваниями – нарушениями опорно-двигательного аппарата, отклонениями нервно-психического профиля – дошкольная образовательная среда практически отсутствует.

В данной ситуации особенных детей направляют в различные реабилитационные центры. Но они относятся к сфере социальной защиты населения и предоставляют социальные, реабилитационные, а не образовательные услуги и не могут подменять собой право ребенка на получение дошкольного образования.

Кроме того, СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» не содержат нормативов распределения детей по разным видам дошкольных учреждений, а термин «реабилитационный центр» здесь вообще не используется. Указанный документ предусматривает создание групп компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности в дошкольных образовательных организациях любого вида, в том числе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложными дефектами, а также групп комбинированной направленности – для организации совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) в целях реализации права каждого человека на образование создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, должна функционировать такая форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии могли бы обучаться по соответствующим их нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы.

Кроме того, согласно п. 4. ст. 79 Закона образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Поэтому навязывание законному представителю ребенка с ОВЗ безальтернативного коррекционного образования не имеет законных оснований.

Прием детей с отклонениями в развитии в общеобразовательное учреждение, в котором организованы интегрированные классы, осуществляется на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Зачисление (перевод) ребенка с отклонениями в развитии в специальные классы и в интегрированные классы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.

Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не имеющих вторичных и сопутствующих нарушений (задержки психического развития, умственной отсталости, выраженных нарушений слуха, зрения, поведенческих нарушений), интегрированный класс является приоритетной формой организации образовательного процесса на всех ступенях общего образования.

Однако необходимо отметить, что прохождение ПМПК не является обязательным условием для зачисления ребенка в любое образовательное учреждение. Заключение ПМПК носит рекомендательный характер и не может служить основанием для приема или отказа в приеме на обучение на любой ступени образовательного процесса.

Таким образом, Закон гарантирует всем независимо от особенностей развития и здоровья равный доступ к образованию. Это дает право родителю – именно родителю, а не комиссиям, принимать решение о том, где и по какой программе будет обучаться его ребенок. А учредители и руководство учебного заведения, видя заявление родителя особого ребенка, обязаны его принять, создать для него все необходимые условия.

Полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях возложены на муниципальные органы власти, что включает создание необходимых условий для обучения детей с ОВЗ в учреждениях общего образования.

Источник: Tverlife

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ