Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Затворники поневоле

Виталий КоротичВсе на свете революции происходят под призывами к равенству. Авиадиспетчеры и дворники, почтальоны и мусорщики бастуют от желания жить лучше и от точного знания, что их мечта осуществима. Когда Владимир Маяковский писал: «Для веселья планета наша мало оборудована», он лукавил - в то время уже произошел передел имперского имущества и на дачах великих князей обосновались большевистские вожди, оборудовавшие для своего веселья заветные уголки. Позже строились генеральские дачи, депутатские поселки и гаражи для членов правительства - мир продолжал улучшать жизнь послойно, и всегда был кто-то, не дождавшийся своей порции манны небесной и продолжающий ее домогаться. Только инвалиды почти ничего не просят. Их даже на улицах не видно, отчего наша толпа производит впечатление самой здоровой на свете.

Может быть, дело и в том, что инвалидам трудно выйти на улицу, а выйдя, трудно ее пересечь. Чтобы выйти из дома, надо для начала вступить в лифт или въехать в него в коляске. Большинство лифтов для колясок не приспособлены, в домах (даже если вы вкатились в лифт) нет пандусов, а дорожки перед подъездами почти всегда забиты автомобилями - ни пройти ни проехать.

Я как-то спросил у милиционера о смысле высоких бордюров, и тот убежденно ответил, что если бы их не было, то автомобили ездили бы по тротуарам. Но, во-первых, джипы и так там ездят, а во-вторых, милиция для того и существует, чтобы правила движения соблюдались. Милиционер сказал мне еще нечто, не воспроизводимое печатно, по поводу всемогущих владельцев джипов и спецномеров (которые вроде бы отменили, но они все равно есть), для веселья которых, получается, наша планета оборудована в полной мере.

Инвалиду трудно сесть в трамвай. Автобусов, вход в который поднят на один фут (около 30 сантиметров, международная норма) над тротуаром, немного - так же, как инвалидов и стариков, способных задрать ногу на уровень обычной у нас автобусной или трамвайной подножки. А знаете ли вы, сколькие станции киевского метро оборудованы лифтами для тех, кому трудно устоять на крутом эскалаторе или, не дай Бог, оказаться там на коляске? Я не знаю, но полагаю, что их меньше, чем в Лондоне или Париже, где такие лифты строят давно, но надеюсь, что больше, чем в Москве, где лифты есть только на пяти из 177 станций.

Автомобили для инвалидов и стоянки для этих автомобилей в местах, где не протолпишься? Места для инвалидов в театрах и кинотеатрах? Прежде чем отвечать на этот вопрос, давайте проследим, в скольких театрах и кино есть пандусы для въезда инвалидных колясок. А в скольких музеях? Вкатиться в Национальный художественный музей (тот самый, построенный по проекту знаменитого архитектора Городецкого, что напротив стадиона имени Лобановского) сможет только инвалид, у которого, по крайней мере, есть четверо могучих друзей. А ведь надо еще поездить по этажам музея.

Телефоны для инвалидов? Да, да - такие, что расположены примерно на высоте метра от тротуара, чтобы можно было набрать номер, сидя. Их достаточно? А (давайте поищем их хотя бы на вокзалах) туалетов, оборудованных для инвалидов? Пройдемся в Киеве по зданию Национального университета, где и с пандусами тоже не все в порядке... Когда я преподавал в Бостонском университете США, у нас однажды закрыли целый этаж, пристраивая по требованию властей в каждом из туалетов специальную инвалидную кабинку (они были, конечно, и раньше, но, увы, не везде на этом этаже).

Как говаривал профессор Преображенский: «Разруха в головах», и пока разговоров о всеобщем счастье будет больше, чем счастья, разруха продолжится. А она и так надоела. Оглянитесь...

Виталий Коротич

Источник: bulvar.com.ua

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ