Архив:

Когда подрезаны крылья

Не планировала писать эту статью в рамках конкурса, но, полагаю, что тут она привлечёт больше внимания. Поэтому, простите за смелость, размещаю её в этом разделе. Может, это несколько эгоистично, но...

Сначала лирическое отступление. Интересно знать - кто больше психологически адаптирован - инвалиды детства или те, кто стал инвалидом в сознательном, трудоспособном возрасте? Конечно, нелегко в жизни и тем, и другим, но всё-таки?

Инвалид детства с самого начала, столько помнит себя, отличается от здоровых людей и, зная, что ВСЕГДА будет ограничен в передвижении, общении и.д. строит жизненные планы согласно своему положению и состоянию здоровья. А инвалидность «приобретённая» - другая ситуация. Жил человек, учился, работал, бегал на танцы, планировал что-то и вдруг - раз! - костыли, коляска или полная неподвижность. И вместе с этим крушение всех планов и надежд. Вот и думай - что делать дальше?

Теперь, после отступления непосредственно по делу. Мне 33 года. Живу в Москве. Я родилась с дисплазией (вывихом) тазобедренных суставов. Не смертельное и довольно популярное заболевание, особенно у девочек. У многих излечивают и памяти об этом не остаётся. Но, то ли 30 лет назад медицина сильнее хромала, то ли слишком поздно меня лечить взялись, но сделали мне одну операцию, вторую, далее бесконечные больницы и реабилитационные центры, костыли и трости. В скакалку не прыгала, на велосипеде не каталась. Да и хромала так, что невоспитанные мальчишки в лицо смеялись. Но родители не видели в этом ничего особенного - ну, костыли, ну, хромаешь. Вот тебе веник и совок - ты будущая женщина, учись уборку делать. Спасибо им за это - комплексов у меня нет и все женские дела освоила. Инвалидность родители принципиально не оформляли - нормальный ребёнок.Да и лечение пошло на пользу - лет с 18 хромать перестала совсем, походка - только на подиум, ноги ровные и красивые. Не все, правда, знали, что порой эта походка давалась, как андерсоновской Русалочке - будто босиком по битым стёклам.

Но, в общем, всё нормально. Училась, работала. Правда, высшее образование не получила - первый (педагогический) институт бросила по состоянию здоровья и времена тяжёлые были, начало 90-х, не до учёбы, пошла работать. А второй (Литературный) институт оставила уже по семейным обстоятельствам - вышла замуж, а муж был категорически против богемного института, а уж тем паче факультета поэзии. Только и имею за душой курсы дошкольного педагога и компьютерные курсы. Ну и стаж по педагогике.

В общем, работала, строила вместе с мужем далеко идущие планы и вдруг - стоп! В 30 лет опять ноги. Я, честно говоря, с этой стороны подвоха уже и не ожидала, думала - всё осталось там, в детстве. Ан нет - оказывается, уже 4-я стадия двустороннего коксартроза и эндопротезирование практически невозможно, по крайней мере на одной ноге. Хотя можно попробовать, но гарантий нет. Сделали операцию, временно облегчающую боли, а как надолго - никто не знает. Опять неподвижность месяцами, костыли, трость, реабилитация. Дали 2 группу инвалидности, аж 3-ей степени. Правда, через год одумались и впаяли уже 3 группу с рекомендацией «работать в обычных условиях, не связанных с длительным пребыванием на ногах». Поябедничала в Главное Бюро МСЭ, чтоб пересмотрели решение - отказали. Ну и Бог им судья. Вот только в Центре занятости меня трудоустроить не смогли - без корочки о высшем образовании, с педагогическими курсами - отдыхай! И предложили переквалификацию, согласно моему уровню образования - на повара или парикмахера. Это при том, что я стоять не могу.

Вот и думайте - образование и образованность, это одно и то же? Все мои друзья и родные имеют высшее образование. Но при этом сочинения и курсовые им пишу я. А многие к экзаменам готовятся так: просят, чтобы я всё прочитала и пересказала им своими словами, так легче запоминается. Я мужу даже госэкзамены сдавать помогала. Так что, половина дипломов - моя. Память на прочитанное у меня феноменальная, дикция чёткая, речь грамотная и хорошо поставленная. Когда-то (когда ноги не болели) даже лекции читала в больницах на безвозмездной основе. Отлично знаю русскую классику и историю, поэзию. Теперь главный вопрос - а что толку? Пока ноги не болели, бралась за любую работу, я всё делаю хорошо, даже у прилавка стояла в тяжёлые для семьи времена и не комплексовала. Пишу стихи, печаталась, сборник выпустила. Грешила заказными стихами в издательстве для поздравительных открыток. А в свободное от работы время проводила «корпоративы» для коллег, издавала стенгазеты, чтобы творчески реализоваться. А теперь - всё. Сижу дома. Со своими ногами я далеко не уеду, со здоровыми детьми работать никогда уже не смогу, к прилавку не встану. Можно, теоретически, куда - нибудь в киоск «Мосгортранс» билетами торговать, но мне это неинтересно. Пока сама хожу, хоть и с палкой. Но неизбежно через несколько лет, раньше или позже, придётся менять оба сустава. А в моём случае это большая проблема. Неизвестно, когда встану. И работать уже точно не смогу. Так неужели эти прекрасные дни, когда я ещё как-то хожу, я должна тратить на то, что мне неинтересно? Конечно, есть закономерный вывод - согласно образованию и статус. Но образование не обязательно даёт знания! Я знаю точно, что я знаю и умею больше, чем многие мои знакомые с дипломами. Значит, диплом - это формальность? Я смотрю объявления о работе и везде требования «высшее образование», по крайней мере на те вакансии, которые интересны лично мне. Можно было бы учиться сейчас, но теперь у меня на это нет средств. Я могла бы заняться чем-то благотворительно, теми же лекциями или вести кружки для детей - инвалидов, но опять же - я живу на одну пенсию по 3 группе, а это немного.

Когда я пришла в « Перспективу» и попросила найти работу, я там немного удивила специалистов. Вот мои требования: оплата не интересует (можно маленькую), главное, чтобы мне было интересно и на ногах не надо было долго находиться. Чтобы работа была с людьми, связанная с общением, желательно творческая. Это может быть и культурный центр для инвалидов, и социальное заведение, и детские учреждения, но чтоб дети были сами ограничены в движениях (я бегать не смогу за ними). Странные запросы? Наверное. Надомную работу я не хочу - мне хочется общения с людьми. А виртуальное общение меня не устраивает. Детей у меня нет.

Отсутствие информации (или неумение ею пользоваться) тоже угнетает. Вот, например, написано в Интернете «Общество инвалидов» или «Организации, осуществляющие культурную реабилитацию инвалидов». А чем они занимаются? Что же, вот так позвонить и спросить: «А чем вы занимаетесь?» Мне, если не работать, то хоть пообщаться с себе подобными, досуг провести, мне плохо сидеть дома. Все друзья работают и занимаются семьями. Муж мой не понимает моих рефлексий, он хороший, но здоровый. Все домашние дела у меня сделаны и нечем заняться. В музей я не пойду, долго ходить тяжело, в парки тоже не хожу по той же причине. Нашла адрес районного клуба «осуществляющего культурно - развлекательную реабилитацию инвалидов». Дошла до него, а там даже двери закрыты. Зашла в библиотеку - и постеснялась спросить - не требуются ли им работники. Вот так и брожу по району, пока ноги не заболят. Потом иду домой и смотрю телевизор или читаю. И так изо дня в день. Я никогда раньше на месте не стояла. И с коллективом, и с друзьями общалась постоянно. А потом эта остановка - и всё: «Отряд не заметил потери бойца». Как будто крылья подрезали.

Вот и хотелось бы узнать - существует ли такая работа, о которой я мечтаю? И где её искать? На сайтах трудоустройств таких нет. Или требуют диплом о высшем образовании.

И где можно пообщаться, провести досуг инвалиду в Москве?

Прошу прощения за длинную и сумбурную статью. Просто я не знаю, куда мне идти. И не у кого об этом спросить...

Я заблудилась и пропала

В толпе безликих горожан.

Там совершенство я искала,

Забыв, что красота обман.

Что всё изысканное - ложно,

И, не скрывая чувств своих,

Я всё надеялась, возможно,

Найти гармонию в других.

Я всех, пытая, проверяла,

На дружбу, верность и любовь,

И, за ненужностью, бросала,

Занявшись поисками вновь.

Мне так легко давалось это!

Но, поиграв другими всласть,

Сама попала незаметно

В чужую пыточную власть.

И, надо ж так случиться! - скоро

Без лишних слов, средь бела дня,

Как не прошедшую отбора,

Другие бросили меня...
(1998год).

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ