Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Молитва своими руками. В воскресной школе Николо-Ямского храма неслышащие верующие изучают основы православной культуры

Воскресным утром в рязанском Николо-Ямском храме, как всегда, на службе собрались верующие. Все они внимательно слушают Литургию и благоговейно молятся о своих родных, о семейном благополучии и обо всех, кто пришел сегодня в храм. И мало кто знает, что среди них есть люди, которые за всю свою жизнь так и не смогли по-настоящему прочувствовать таинство богослужения и понять смысл молитвенных слов, потому что с рождения ничего не слышат. Они лишь несколько лет изучают основы православной культуры в группе для глухих воскресной школы Николо-Ямского храма.

После службы ученики поднимаются на четвертый этаж колокольни по крутой железной лестнице. В аудитории № 2 собирается иногда 30 учеников, но в день, когда мы встретились, их было 13. Увидев друг друга, они начинают активно жестикулировать еще в раздевалке: не терпится поделиться новостями с подругами. Заметив на себе мой удивленный взгляд, одна из собеседниц, с большими очками в тон прическе, вдруг начинает говорить мне, говорить голосом, а не руками, чтобы я закрыла комнату, когда повешу свой пуховик. Мои глаза становятся уже не просто удивленными, а пораженными, я пытаюсь разгадать, то ли это бабушка здорова и просто выучила немой язык, то ли она потеряла слух в сознательном возрасте, поэтому сохранила навыки речи. Но тут я вспоминаю, как читала в Интернете о том, что не все глухие люди немы, и с помощью определенной методики их можно научить разговаривать. «Глухонемые» и неслышащие – это не одно и то же.

Наконец, начинается урок. Протоиерей Алексей Ольховников и сурдопереводчик Елена Владимировна Попкова повторяют с учениками молитву. Это непростое дело: ведь сначала нужно перевести слова со старославянского на русский, а потом только – на язык жестов. К тому же бессловесная речь имеет ограниченный состав, поэтому к таким словам как «изобилие» и «пресвятой» не всегда удается подобрать знак, и приходится придумывать новый жест или составлять его из нескольких старых. В таких случаях помогают сами ученики: они предлагают свои, наиболее удобные варианты.

Ученики группы глухих отличаются от школьников только возрастом, а так – обычный 11А: любительницы блеснуть знаниями сидят на первом ряду, постоянно тянут руку и спорят с преподавателями, а те, кому излишнее внимание не нужно, устраиваются на последних рядах. Некоторые даже «пошептаться» успевают во время занятия! Да! И их приходится призывать к дисциплине, размашисто постукивая по столу, чтобы усмирительный жест было лучше видно, а не слышно. Два единственных «мальчика» солидного возраста сидят на «камчатке», но пользуются всеобщим вниманием.

Тем временем повторение молитвы закончено, и отец Алексей с помощью переводчицы рассказывает о богослужениях и разъясняет смысл 102-го псалма. Ведь главная цель занятий – сделать людей с ограниченными возможностями участниками Литургии с сурдопереводом, как это делают, например, в Нижнем Новгороде. Ученики со вниманием следят и за жестами, и за мимикой Елены Владимировны, ведь руками она показывает русский перевод, а произносит оригинальные старославянские выражения. Читать по губам ученики умеют только при условии, если у человека хорошо развита артикуляция. А этот навык у обоих учителей хорошо развит с самого детства, так как оба из семьи слабослышащих. Это объясняет их умение тепло общаться с подопечными.

У Елены Владимировны это умение повлияло и на выбор профессии. Отучившись год на швею, она поняла, что хочет стать сурдопереводчиком, но мама не разрешила бросить учебу и уехать в Санкт-Петербург, где были подходящие факультеты. Пришлось окончить ПТУ и отработать положенные два года на предприятии. Затем девушке повезло: ее пригласили работать переводчиком в вечернюю школу для глухих рабочих при интернате № 18. Но эта профессия оказалась невостребованной для организаций, поэтому Елена Владимировна всегда попадала под сокращения и часто оставалась без работы. Ей, как и ее подопечным, не везло с трудоустройством, только теперь у переводчицы вроде бы все наладилось: она работает в обществе глухих. Жаль только, у людей с ограниченными возможностями сегодня мало шансов получить работу на производстве.

– Сколько бы я ни пыталась устроить их на завод, ничего не получается. Самое обидное, что начальники не отказывают прямо, а просят оставить телефон и ждать звонка. Понятно, что это только отговорка. Лишь однажды мне откровенно заявили, что не возьмут моих глухих, потому что не смогут с ними общаться. Но ведь они очень хорошие работники: благодаря своему недугу им проще работать, не отвлекаясь по пустякам. Не стоит их бояться или думать, что они особенные – это такие же люди, как и мы, – объясняет Елена Владимировна.

Но вот урок подходит к концу. Класс быстро собирается. Подружки ждут друг друга, чтобы вместе дойти до остановки. Все довольны: ведь они уже сами научились переводить молитвы, за что неоднократно получали похвалу. Помимо занятий в воскресной школе, раз в три месяца организуются чаепития, посвященные именинникам. Им дарят подарки и рассказывают про их ангелов-хранителей. Но больше всего ученикам группы глухих нравится, когда к ним приходит музыкальный работник Галина Александровна и учит с ними песни на языке жестов. Они даже выступали на концерте вместе с хором, чем вызвали восторг у зрителей.

В воскресной школе ученики, лишенные слуха, чувствуют себя нужными, защищенными, у них в глазах радость. Даже не верится, что группа для них существует всего с 2009 года. Они перешли вместе с отцом Алексеем в Николо-Ямской храм из Казанского женского монастыря, где эту группу впервые создала игуменья Любовь (Бойкова).

В следующий раз одногруппники увидятся уже во вторник на очередном занятии. А теперь нужно ехать домой в автобусе, троллейбусе или маршрутке, в которых пассажиры вряд ли заметят человека, который не слышит легкий шум мотора, объявления об остановке или громкий разговор группы веселых студентов. А может, и не нужно их выделять среди толпы, ведь по сути это такие же люди, как и все, только им нужно больше тепла, заботы и помощи.

Анна Добролежа