Архив:

«Застой и упадок». Что мешает развитию паралимпийского спорта в Хабаровске?

Паралимпиада в Сочи, где россияне завоевали больше половины наград, вновь привлекла внимание к людям с ограниченными возможностями. Хабаровские спортсмены на нее и не поехали. Как тренируются в городе спортсмены с ограничениями, разбиралась корреспондент «Русской планеты».

Тренировки для спортсменов-инвалидов проходят на разных спортплощадках города, за которые платит Хабаровская спортивно-адаптивная школа. В бассейнах арендуют отдельные дорожки. Среди начинающих пловцов готовятся к соревнованиям звезды школы — Никита Хрульков и Игорь Щелканов, занимающие призовые места на российских чемпионатах.

Переодевшись, спортсмены выходят на дорожку. Тренер Михаил Евстигнеев уже ждет их на бортике и дает ученикам разминку: заплыв на 600 метров. Потом для каждого старт на скорость. Затем — индивидуальные задания.

– Конечно, хоть занятие и групповое, но подход индивидуален к каждому — у всех разный класс инвалидности, — говорит Михаил Евстигнеев. — Поэтому Никита, например, не плавает на спине ввиду особенностей организма — у него ДЦП, он колясочник. Те, кому это необходимо, используют специальные приспособления: у Никиты — поплавок, который помогает поддерживать туловище на воде, у Игоря — лопаточки на запястьях, заменяющие кисти рук.

Мальчишки шутят, улыбаются, охотно позируют для камеры. Спорт, неважно какой, плавание или теннис, стрельба или пауэрлифтинг, позволяет им почувствовать себя сильными и полноценными людьми и добиться настоящих, олимпийских успехов, преодолевая себя каждый день.

– Если мы говорим про оздоровительный спорт, то с этим у нас в городе все хорошо, расширяется и без того неплохая материальная база. Но для развития профессионального паралимпийского спорта в Хабаровске просто нет условий, — говорит многократный чемпион России по плаванию Никита Хрульков.

По словам Никиты, в Хабаровске не найти спортивных сооружений для инвалидов со специальным инвентарем. Поэтому приходится заниматься на переполненных городских стадионах и в бассейнах. Из-за недостатка средств у детско-юношеской спортивно-адаптивной школе на одной плавательной дорожке в бассейне тренируются до 20 человек одновременно. В таких условиях индивидуальная работа с тренером «на результат» становится практически невозможной. Арендовать транспорт для доставки спортсменов к месту тренировок школа также не в состоянии, поэтому многие отказываются от серьезных каждодневных занятий.

Тренер Никиты, Михаил Евстигнеев, согласен со своим воспитанником. Именно регулярные занятия дают возможность ребятам не только поверить в себя, добиться высоких достижений, но и оказывают огромный терапевтический эффект. По словам Михаила Петровича, некоторые воспитанники школы, получив звания мастеров спорта, добились снятия инвалидности и начали жить полноценной жизнью.

– Очень важно снова наладить систему занятий с ребятами, схожую с тем государственным институтом подготовки спортсменов, который был в советское время. Без этой поступательной работы невозможно добиться высоких достижений, — уверен тренер.

Председатель общественной организации «Краевой спортивный клуб инвалидов» Алексей Капура, заслуженный тренер России по плаванию, сам являющийся неоднократным призером соревнований паралимпйицев мирового уровня, уверен, что проблема даже не столько в отсутствии денег, сколько в безграмотной политике краевых властей. Ведь финансирование с 2005 года увеличилось в разы — с 3,6 млн. рублей до 32 млн. в год. Но распределяются они неэффективно.

– На заседании правительства края в 2005 году, когда заслушивался вопрос о статусе школы, я был категорически против того, чтоб ее сделали государственной, — говорит Капура. — Я доказал цифрами, что потребуется увеличение финансирования, но при этом эффективность использования этих средств понизится. Когда мы были общественной организацией, то могли экономить за счет того, что где-то нам предоставляли бесплатно или с большой скидкой (50-70%) аренду спортсооружений. А государственной школе по закону ни один собственник не имеет право оказывать какие-то преференции, и поэтому берется полная плата. Так что сейчас почти все деньги тратятся на аренду тренировочных точек, и в развитие спорта вкладывать нечего.

Вопрос постройки собственных площадок в краевом правительстве и в спортивном комитете даже не поднимается. Изменение стратегии развития также не рассматривается. Потому, по мнению заслуженного тренера, увеличение финансирования ничего не решит.

– На сегодняшний день вся работа, которая организована в области физической культуры и спорта инвалидов в Хабаровске и Хабаровском крае, налажена мной 24 года назад. И с тех пор ничего в этой схеме не поменялось. Тогда, в начале 90-х годов, в определенном состоянии государства, финансов, техническом оснащении она была удачной. Но сейчас изменилось очень много, а модель-то осталась старая, — говорит собеседник РП.

Но в администрации региона упреки тренера называют необоснованными.

– Финансирование достаточное, и мы работаем над вопросами улучшения условий для развития спорта среди инвалидов в крае. Говорить о неэффективном распределении средств некорректно. Многие группы спортсменов получают спортсооружения в аренду бесплатно или с большими скидками, — заявил РП куратор адаптивного спорта в крае в Министерстве спорта и молодежной политики Хабаровского края Дмитрий Хан.

Но Алексей Капура настаивает, что из-за негативного (именно так оценивает его тренер) отношения властей молодые перспективные спортсмены отказываются от званий мастеров спорта и не желают продолжать карьеру в спорте высших достижений.

– По-моему, Хабаровск — единственный город на Дальнем Востоке, который имеет чемпионов, призеров мира, Европы, паралимпийских игр, но при этом ни одного своего спортсмена не захотел послать в Сочи. Что, люди этого не заслужили, своими многочасовыми, многолетними тренировками? Это наплевательское отношение к ним. К примеру, стрелок Марина Клименченко — серебряный призер паралимпиады в Лондоне. Край ей подарил квартиру. Но из-за бюрократических проволочек она уже больше года не может ее получить, — возмущается Капура. — А Игорь Щелканов и Саша Терещенко даже не получили поощрения за то, что они отстаивают честь края, страны. Согласно тонкостям нашего, хабаровского положения о премировании спортсменов, их нельзя наградить. Притом в положении стоят еще суммы, что я предлагал в 90-е годы. Получается, ты не чемпион России по хабаровским меркам.

Корреспонденту «Русской планеты» удалось связаться со спортсменами, о которых упоминал Анатолий Капура. К сожалению, отозвались не все. Например, Марина Клименченко отказалась комментировать ситуацию с квартирой, да и в целом о проблемах спорта инвалидов в регионе посоветовала разговаривать с тренерами и администрацией края.

– Все, что я могла дать этому спорту, я уже дала. И все, что могла сказать, уже сказала, — ответила она усталым голосом и повесила трубку.

Игорь Щелканов, неоднократный призер России по плаванию, оказался более разговорчив.

– В прошлом году, выступая на чемпионате России, мы в командном зачете завоевали первое место, установив новый рекорд России. Я лично занял несколько призовых мест. Но когда мы вернулись домой, краевая администрация отказала нам в награждении. Мол, наши победы не соответствуют региональному положению о награждении. Также мне дали денежное поощрение только за три медали из заработанных на чемпионате. Конечно, это все недочеты нашего положения о премировании спортсменов. Но к чему тогда устраивать чемпионаты России, если это все — просто показуха? — говорит спортсмен.

Другая проблема паралимпийского спорта в Хабаровске — нежелание тренеров за маленькую зарплату выкладываться и работать «на результат».

– Работа тренера очень кропотливая, иногда она физически тяжела и может подорвать здоровье — своих спортсменов мы иногда буквально носим на руках. Необходимо специальное оборудование, которого или нет у нас, или его «стесняются» выставлять напоказ, как подъемник для инвалидов на воду в бассейне «Дельфин». И зачастую на эти оклады идут работать лишь неопытные выпускники академии физкультуры, которые не обладают достаточным талантом, чтоб проявить себя в другой деятельности.

По мнению Капуры, если не случится переворота в общественном сознании, для которого инвалиды все еще бесполезные и неполноценные люди, паралимпийский спорт в Хабаровском крае ждет упадок после долгого периода застоя.

– Мы теряем все позиции. Раньше в других регионах, где спорт для инвалидов был организован плохо, наш край вызывал восхищение. Но сейчас они шагнули далеко вперед, убежали на десять метров. А мы как оставались на нулевой отметке, так на ней сейчас и стоим, — говорит заслуженный тренер.

Марина Мирошникова, Хабаровск

Источник: Русская Планета

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ