Архив:

Инвалиды готовы к полноценной жизни, может ли государство и общество ее обеспечить?

Дебютанты Паралимпиады, российская сборная по следж-хоккею стала серебряным призером паралимпиады. В российской команде играют спортсмены всего из трех регионов страны. Кроме Удмуртии и Подмосковья,  Югра делегировала в команду чеырех спортсменов. 

По мнению руководителя центра адаптивного спорта Югры и президента следж-хоккейного клуба Эдуарда Исакова, на Паралимпийских играх сборная России играла с полной самоотдачей.

 - Когда команда сборной Югры стала чемпионом России, я считал себя самым счастливым человеком, - делится с корреспондентом «СТ» Эдуард Исаков. - На Паралимпийские игры в сборную России отобрали четырех спортсменов из Югры – это, я считаю, высокая оценка нашей работы. Но когда наша сборная побеждает в самом важном матче – это историческое событие, вы не представляете, какая серьезная работа стоит за каждой победой! Я счастлив, что смог хоть как-то повлиять на развитие следж-хоккея в России, что у меня профессиональная команда спортсменов и тренеров.

Сегодня внимание к людям с ограниченными возможностями здоровья привлекают международные соревнования: спортсменов чествуют, им создают комфортные условия. Так ли благополучно они живут вне олимпийского ажиотажа?

О спорт, ты жизнь

Эдуард Исаков рассказывает, что у многих спортсменов, которые занимаются в адаптивном центре, инвалидность приобретенная: ампутация ног, перелом позвоночника… До ЧП далеко не все вели здоровый образ жизни и занимались спортом. Например, капитан сборной Югры по хоккею Константин Шихов никогда не занимался другими видами спорта кроме следж-хоккея.

- В 2011 году Костя обморозил ноги. Врачи провели операцию – ампутировали конечности, - рассказывает Эдуард Исаков. – Специалисты центра совместно с тогда уже играющим вратарем команды отправились к нему в больницу, как только узнали о несчастном случае. Сразу после выписки Константин направился к нам в центр на тренировки. Отмечу, что парень очень хотел жить полноценно, хорошо себя зарекомендовал и был трудоустроен на ставку спортсмена-инструктора.

Сам Константин Шихов считает, что спорт помог ему вернуть веру в себя, почувствовать жизнь. 

- Я выбрал для себя такой путь, мне это нравится. В семье меня понимают, знают, что мне это нужно, это моя жизнь. Моим родным и близким нравится, чем я занимаюсь, они рады, что я нашел дело своей жизни, вышел практически на профессиональный уровень в спорте, и я не хочу останавливаться, хочу добиться больших результатов, - говорит Константин.

Эдуард Исаков уверяет, что инвалиды не остаются один на один со своей проблемой. 

- После создания центра адаптивного спорта мы начали налаживать систему оповещения, - говорит Эдуард. – Сегодня в каждом городе Югры есть филиал центра, мы активно взаимодействуем. Как только в больнице оказывается человек после несчастного случая, туда отправляются тренер и психологи. Инвалидность – это не значит, что жизнь потеряна. Для некоторых она только начинается.

Уйти в творчество

Сейчас в Сургуте проходит городской фестиваль творчества для детей с ограниченными возможностями. Дети-инвалиды – в центре внимания. По оценкам людей, которые с ситуацией знакомы, Сургут да и Югра в целом активно развивается в создании условий, необходимых для комфортной жизни инвалидов, в том числе для реализации их творческих способностей. 

Ольга Гончар, мама девочки с диагнозом ДЦП, рассказала корреспонденту «СТ», что ее дочь интересуется вокалом. Часто участвует в творческих конкурсах для детей с инвалидностью, занимает призовые места. Специалисты реабилитационных центров таких детей ждут, занимаются с ними на профессиональном уровне. Как говорится, было бы желание.

- Например, моя дочь без отклонений в психическом и умственном развитии, но не ходит, - рассказывает Ольга. – Я не могу отправить ее в обычную художественную школу, в ДК – там никто из педагогов не будет уделять ей особое внимание. Это высокая ответственность, и образование у педагогов должно быть специальное. Возможно, таких педагогов просто не хватает. Зато я могу отправить ребенка на занятия плаванием, где с дочкой индивидуально будет заниматься профессиональный тренер. Сейчас мы занимаемся по назначению врача в бассейне при поликлинике. Мой ребенок развивает в себе спортивный и творческий потенциал. 

Ольга считает, что творчеством с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагоги должны заниматься отдельно.

- В Сургуте для таких детей всегда открыты двери, например реабилитационного центра «Добрый волшебник», - говорит Ольга. – Но тут мнения расходятся: когда совместно в одной группе занимаются дети с отклонениями в умственном развитии и дети здоровые – происходит деградация. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Кроме того, многих детей с ограниченными возможностями здоровья распределяют на учебу в коррекционные классы. Но ведь, если бы родители больше внимания уделяли своим детям-инвалидам, если бы с ними занимались социальные работники, ребята подтянулись бы и смогли учиться в общеобразовательной школе.

С другой стороны, в городе есть возможность для качественного обучения на дому.

- В этом плане Сургут преуспевает – есть компьютерное дистанционное образование, специальные программы. Ребенок точно так же, как и здоровые дети, получает образование, сдает экзамены, – говорит Ольга. – Кроме того, к нам приезжают иногородние специалисты по реабилитации, массажу. Город выделяет путевки в пансионаты. Так что нельзя сказать, что Сургут не приспособлен для инвалидов. Я сравниваю с другими городами страны и понимаю, что Сургут действительно развивается.

Доступная среда

По мнению матери - многое зависит от родителей, которым сложно смириться с тем, что их ребенок инвалид.

- Воспитывать ребенка-инвалида – психологически и физически сложно, - делится Ольга. – Страшно даже выкатить ребенка на коляске, потому что общество у нас неподготовленное. Презрительные взгляды, обсуждение – это все создает психологические барьеры.

Ольга считает, что городские власти работают в улучшении жизни инвалидов, но в их работе далеко не все гладко. Большинство проблем связаны с доступной средой. 

- Не хватает пандусов или они не совсем приспособлены для инвалидов-колясочников. Не все дороги удобны для передвижения, - подытоживает Ольга Гончар.

Напомним, что из 41 млн рублей, выделенных в прошлом году на организацию доступной среды для инвалидов, чиновники сумели освоить лишь 23. По мнению Сергея Филатова, руководителя региональной общественной организации инвалидов по зрению «Тифлопуть», сегодня в Сургуте учреждений и зданий, которые бы на сто процентов были доступны для людей с ограниченными возможностями здоровья, просто нет. 

Но жизнь не стоит на месте – в работу по созданию комфортной среды для инвалидов включились частные предприятия. В Сургуте стартовал проект «Жизнь без границ». Его суть заключается в создании городского электронного справочника предприятий (кафетерии, кинотеатры, банки и другие), где представители маломобильных групп населения могут беспрепятственно получить услугу или купить товар. При этом, чтобы компания присоединилась к проекту в качестве партнера, то бишь появилась на карте доступности, персонал предприятия должен пройти краткий курс обучения по обслуживанию особой категории покупателей. Уже сейчас об участии в проекте заявили крупные предприятия города. 

В итоге можно сказать, что жизнь у людей с ограниченными возможностями в Югре, и в Сургуте в частности, лучше, чем в других городах страны. Но главной проблемой является городская среда. Остается надеяться, что частные компании и административные структуры вдохновятся победами наших паралимпийцев и сделают жизнь людей с ограниченными возможностями более комфортной.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ