Архив:

Вне зоны доступа. Общественный транспорт в Архангельске хотят сделать доступным для всех

В рамках «Недели инклюзивного образования» в Архангельске прошёл круглый стол на тему: «Универсальный дизайн городского общественного транспорта». Поделиться своим мнением по вопросу пришли представители правительства области, региональной ассоциации транспортников, организаций инвалидов, агентства по транспорту и областного Собрания депутатов.

— Тема очень актуальна, так как за последнее 15 лет мы потеряли экологически чистый и доступный общественный транспорт — трамваи и троллейбусы. Сейчас мы оказались в ситуации, когда по городу ездят только неудобные и небезопасные «Пазики», — отметил, открывая совещание, председатель общественной организации инвалидов Архангельской области Николай Мякшин.

На сегодняшний день существует ряд проблем, которые невозможно решить на местном уровне. Одной из них являются нелегальные перевозчики, которые постоянно нарушают правила дорожного движения и устраивают гонки на дорогах. Другой проблемой является дорогостоящее содержание и себестоимость автобуса, оборудованного для людей с инвалидностью.

— Наше муниципальное предприятие владеет такими автобусами с аппарелью для въезда инвалидных колясок, в них также есть места для колясок с ремнями безопасности, — рассказал председатель ассоциации транспортников Архангельской области и директор МУП «АПАП-1» Александр Ситков. — Но при использовании такого автобуса я не могу обеспечить нормальным образом экономику предприятия — «нелегалы» увозят выручку у меня из-под носа. И затем встаёт вопрос о существовании предприятия вообще — оно существует только за счёт субсидий муниципалитета.

Как сообщил Александр Ситков, парк МУП «АПАП-1» составляет 23 единицы автобусов большого класса: ЛИАЗ-5256.30 (высокопольный автобус большого класса городского типа) — 20 единиц и ЛИАЗ-5293 (автобус большого класса, приспособленный для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями (инвалидов-колясочников) — три единицы. В этих автобусах имеется аппарель для въезда коляски и два места, оборудованных ремнями безопасности для фиксации коляски во время движения автобуса).

За четыре года существования предприятия всего было перевезено пять-шесть людей с ограниченными возможностями, потому что у многих из них есть ряд и других проблем в перемещении — таких, как выход из дома, движение до остановки.

На сегодняшний день агентством по транспорту разрабатывается областной закон о регулировании пассажирских перевозок, но за его неисполнение не предусмотрена никакая ответственность. Хотя закон и предполагает такой механизм, чтобы власти города, проводя конкурс, закладывали определённые критерии оценки перевозчиков, которые владели бы нужными автобусами или гарантировали их приобретение.

— Есть два метода — либо метод кнута, либо метод пряника. Если перевозчик хочет получить субсидию, то он должен выполнить рад требований, которые мы укажем, в том числе оборудование автобуса. А метод кнута — предусмотреть административную ответственность за то, что автобус не оборудован для перевозки инвалидов, — добавил начальник отдела регионального контроля в сфере транспорта и дорожной деятельности агентства по транспорту Архангельской области Дмитрий Красавцев.

Однако здесь существует вероятность разорения перевозчика, если его будут привлекать к ответственности за невыполнение требований. И встает вопрос: будет ли вообще кому перевозить людей?

Что касается закупки общественного транспорта, доступного для людей с инвалидность, они должны быть оборудованы вспомогательными посадочными устройствами (рампа, подъёмное устройство, аппарель и т.д.), удерживающей системой крепления пассажира, звуковой и световой сигнализацией.

Директор ООО «Дэкстер Групп» Муса Магомадов в своём докладе «Инновационные подходы к техническому оснащению доступного транспорта» сообщил, что есть предложения такого транспорта от нескольких автомобильных заводов. Так, например, автобус «Volvo 7900» оборудован местом для инвалидной коляски, откидным пандусом, громкоговорителем и низким полом. Стоимость такого транспорта составляет 320 тысяч евро. Такие автобусы изготавливают под заказ.

Есть другой, более бюджетный вариант, — автобус «Волгабас 5270», который оборудован одним местом для инвалида (дополнительно может быть дооборудован до трёх мест). Автобус комплектуется специальной аппарелью для въезда колясок и местами для крепления. Стоимость такого автобуса — 6,5 тысяч евро.

Решение вопроса приобретения такого транспорта, скорее всего, ляжет на плечи горожан, так как за улучшением условий перевозки возрастут и тарифы перевозки.

О том, как видит сложившуюся ситуацию с общественным транспортом в Архангельске, рассказал потребитель услуги — сотрудник Центра адаптивных технологий региональной общественной организации инвалидов «Надежда» Андрей Тихонов.

— Я бы никогда не обратил на эту проблему внимания, если бы у меня не было опыта посещения других стран. Пока ты живёшь в своём городе, тебе кажется, что всё в порядке. Но когда у меня появилась возможность в течение девяти месяцев пожить в другой стране, примерно через месяц я стал свободно перемещаться по городу, использовать городской транспорт и совершать самостоятельно авиаперелёты. После этого я пришёл к выводу, что в родном городе что-то не так, — рассказал Андрей.

Он добавил, что поднимать плату за проезд до двухсот рублей и взваливать на людей оплату покупки дорогостоящих автобусов — «это тоже нелогично».

— Здесь встаёт вопрос даже не доступности транспорта и не закупки дорого транспортного средства, а вопрос работы персонала на имеющихся у нас «Пазиках». Как правило, мы сталкиваемся с абсолютной грубостью кондукторов и водителей, которые не замечают просьб пассажира, я не говорю уже о людях с инвалидностью. Зачастую они останавливаются так, что пассажиры вынуждены выходить в лужу или на скользкий и обледеневший поребрик,- рассказал Андрей.

По мнению Андрея, проблему частично можно решить, используя имеющиеся средства.

— Ввиду отсутствия финансирования для закупки универсального транспорта, нужно просто навести порядок — это касается уборки дорог, остановок. Пусть даже это будет «Пазик», но пусть он останавливается в положенном месте. Пусть кондукторы и водители адекватно себя ведут, — отметил Андрей. — Дело даже не в доступности транспорта, а просто в «человеческом факторе». Только инклюзивное общество сможет породить доступный транспорт.

Участники круглого стола согласились, что вещи, о которых сказал сотрудник региональной общественной организации инвалидов, вполне осуществимы, и не требуют колоссальных затрат. Но даже это улучшит ситуацию на дорогах Архангельска и будет полезным не только для людей с инвалидностью, но и для всех жителей и гостей города.

Мария Лисина

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ