Архив:

Мы же не паралимпийцы!

Промозглым утром у остановки на улице Комсомольской сегодня было необычно многолюдно. Теле и фото-камеры, всё их внимание приковано к двум девушкам на инвалидных колясках. Пресса в ожидании шоу: как дамы попадут на борт городского троллейбуса. Ярко зелёные «кузнечики», как их тут называют, следуют один за другим, уже удивительно. А ещё удивляет, что каждый из них с низким полом и пандусом – чудеса, не иначе.

6665b68f1ecb0c6f93a0070c0da3d5b6.jpg

8c162c8ac28a6fa3158375e361e2d0e4.jpg

75a9a7d4594b1cab3fab4e37c685da8a.jpg

Вновь подъехал «кузнечик», как по команде из салона выбегает участливый водитель, и двумя движениями расправляет пандус. Все приготовились, шоу начинается. Но, не тут то было. Девушке в инвалидной коляске самой заехать в троллейбус не удаётся. На помощь приходит сопровождающий. Свита переглянулась - как же так? На второй девушке история повторяется. Толпа журналистов зашла вслед за героинями в троллейбус, поехали.

f8cae7cdf3f33f28e6c49e237d2dd174.jpg

Девушек зовут Татьяна Анашенко и Марина Куликова. Обе активистки общества инвалидов «Ковчег». Привёл их туда несчастный случай, травма спины и как следствие - коляска. Пока едем до следующей остановки, девушки второпях объясняют, что пандус лёг слишком круто. Безопасный угол всего 8 градусов, иначе рискуешь сделать сальдо назад. 

- Мы же не паралимпийцы в конце концов, – говорит Татьяна, - и коляски у нас не такие.

3b5f869e313a66a4f3f4c3d984f8f3f5.jpg

Вот уже остановка, выходим, снова выбегает водитель, раскладывает пандус. Но наклон так же опасно крут. Правда, об этом телезритель, скорее всего, не узнает. Акция организована администрацией Калининграда, чтобы за деньги налогоплательщиков показать тем же налогоплательщикам, как город внимателен к инвалидам. Представитель Гортранса с гордостью расскажет, что в парке 18 низкопольных троллейбусов за 8 миллионов рублей каждый. Водители все обучены управляться с погрузкой маломобильных пассажиров, а если кто откажется (и такое бывало) грозит ему замечание, или вовсе премии лишат.

- Они бы лучше в час пик на Черняховского (центральная улица города) попробовали такую акцию устроить, - возмущается Владимир Лемешевский из КРОО «Контроль и содействие».

4f35e3e4991f18e983d208bd5b37b2c1.jpg

Лица работников администрации, тем временем, искажаются, что-то явно идёт не по плану. Татьяна и Марина в сопровождении журналистов решили просто перейти улицу. На правой стороне бордюр занижен, как положено, а на левой, он же стал непреодолимой преградой. 

– Мы так не договаривались, – звучит упрёк в сторону активиста «Ковчега», – задача была продемонстрировать троллейбусы. 

С такими словами чиновники сели по машинам и уехали, а девушки так и не поняли, чем обидели высоких господ.

5577328769d73f32b71d254d49cd4673.jpg

А это уже другая история, без репортёров и чиновников. Чистой воды эксперимент, его невольный участник Артур Климченко – известный в Калининграде борец за безбарьерную среду из общества молодых инвалидов «Аппарель». Встречаемся у его дома. Как он вышел из подъезда на поляске – загадка.

- Лучше не афишировать, есть у меня там приспособление с чёрного хода, неофициальное, – говорит Артур.

55a32b945ad56de5db0245955a06f9e5.jpg

До автобусной остановки на ул. Вагоностроительной («Вагонки») 2 минуты ходу по свежему тротуару из плитки. Этот тротуар – его маленькая победа в битве с чиновниками. А настоящая битва ещё впереди – Артуру нужно по делам добраться в центр города. Маршрутки отпадают, автобусы далеко не все по пути, а с низким полом только каждый 10й. Пара минут и подъезжает троллейбус №5 . Низкий пол, но без пандуса. Зазор до края остановки в 30 сантиметров. На подмогу бежит водитель, но главный постулат доступной среды уже нарушен – человек на коляске всё должен делать сам. Ждём дальше: 10, 20, 30, 40, 45 минут. Ни одного «кузнечика» за всё это время. В итоге сдаёмся, подъезжает обычный троллейбус со ступеньками. Приходится вмешаться, и я вместе с мужчиной затаскиваем Артура в салон.

Важно, что Артур не сидит дома, как многие инвалиды. Колясочников в Калининграде порядка 700 человек, но на улице их встретишь не часто.

– Чего мне стесняться? - удивляется Артур, - я уже привык к своему состоянию, потому что оно у меня с рождения

- И как же ты передвигаешься по городу? - спрашиваю я.

- Так и передвигаюсь. Иногда друзья помогут, а когда на такси город оплачивает 2 поездки в месяц. Только вызывать нужно часа за полтора.

- А как же родители, не волнуются?

- Привыкли уже, я их не трогаю, и они меня не трогают.

Троллейбус тем временем доехал до центра, так же при помощи пассажиров выгрузились на остановку. Стоило ли это таких усилий? Оказывается, такие приключения - обычное дело в жизни Артура, ведь передвигается он в основном один, без сопровождения.

В этом году на создание безбарьерной среды в Калининградской области потратят 664 млн. рублей. В офисе «Аппарели» руководитель общества Сергей Киселёв рассказывает, как тратятся деньги на эти благие цели:

- Действует и региональная и местная программы «Доступная среда» миллионы выделяются, пандусы на них ставят везде, подъёмники за сотни тысяч, которые затем стоят ржавеют, потому что ими пользоваться никто не умеет. А ты попробуй до этих пандусов и подъёмников, сначала, доберись. У нас тоже крыльцо оборудовано, и что? Тротуара нет, - объясняет Сергей.

И действительно, на улице Дарвина, где находится офис «Аппарели» инвалиды, словно следуя теории учёного, приспосабливаются, как могут. Сделали пандус, огородили вход колышками, чтобы машины не парковались на тротуаре, хотя это всё равно не помогает Только ремонт пешеходной дорожки в программу «Доступная среда» не входит!

- Парадокс! – разводит руками Сергей.

- Мы не боремся ни с кем, мы пытаемся объяснить тем же людям в мэрии: ну, если вы делаете тротуар, понижаете бордюр, так делайте по-человечески, а не абы как, - с обидой говорит Сергей, -- вам же потом и старики и мамы с колясками спасибо скажут. В службу заказчика прихожу, - продолжает Сергей, - спрашиваю: «Вот этот проект вы принимали? Они: да. Я говорю: но здесь же нет доступности, вы писали об этом? А они: да, писали. Ну почему же тогда ваш проект и ваши резолюции не выполнены?» Вот так они работают, - рассказывает Сергей.

Проблема, по мнению руководителя «Аппарели» в том, что проектируют одни, а делают другие. Где-то посередине, связь между проектом и его воплощением, теряется.

Глеб Федотов

Источник: Рустория