Архив:

Доступной среды тридцать три года ждать

На днях ростовская мэрия утвердила программу «Доступная среда в городе Ростове-на-Дону на 2014–2020 годы». Документ «призван улучшить условия жизни инвалидов и лиц с ограниченными возможнос­тями, обеспечив их право на образование, работу и возможность интеграции в общественную жизнь».

Мероприятия, направленные на создание беспрепятственной среды, будут распространяться на здания, дороги, транспорт, школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места, а также на социальные программы и услуги. Замечательные намерения, но чувствовать подвох начинаешь, дойдя до цифр.

Общий объем средств на реализацию программы — около 26,8 млн рублей, из которых 25,8 млн рублей будут направлены на переоборудование и модернизацию помещений муниципальных учреждений. Оставшиеся средства пойдут на организацию реабилитационных мероприятий по обучению детей-инвалидов плаванию. На эти деньги, если верить документу, к 2020 году условиями доступа будут обеспечены 21,2% муниципальных учреждений здравоохранения, на сто процентов станут доступны муниципальные учреждения образования, соцзащиты и культуры, а учреждения физкультуры и спорта — всего на 14,3%.

Однако в три ближайших года на программу не будет выделено ни копейки. А с 2017 года на создание доступной среды предполагается тратить около 6,7 млн рублей в год.

Сегодня в Ростове проживает более 75 тысяч инвалидов, или около 6,8% населения города. В их числе 1053 ребенка-инвалида. А городская среда не приспособлена для их жизни. Как сказано в программе, из 603 помещений муниципальных учреждений в настоящее время лишь в 104 обеспечены условия доступности при входе в помещения (наличие пандусов, поручней и т. п.). В полном объеме условиями доступа обеспечены 23 помещения.

Весной 2012 года N писал о том, как две ростовские школы включились в госпрограмму «Доступная среда». На первый взгляд, многое было продумано. Там не ограничились пристройкой пресловутых пандусов. Переоборудовали дверные проемы, туалеты, чтобы ими могли пользоваться дети в инвалидных колясках. Оборудовали комнаты психологи­ческой разгрузки. Одним словом, только на архитектурную доступность потратили в одной из школ около 500 тысяч рублей. Но при этом отлично оборудованные кабинеты и туалеты для инвалидов расположили на втором этаже, а на специальный подъемник для инвалидных колясок денег не выделили.

Я вспоминаю об этом примере только с одной целью: порядок цифр, которые иллюстрируют цену реального решения проблемы, очень далек от того, что предлагает городская программа.

Безусловно, лучше делать хоть что-то, чем не делать ничего. Но стоит ли гнаться за красивой цифрой «100% доступности», если ее главным критерием становится пресловутый пандус? Он бесполезен, если в дверь, к которой он ведет, не может въехать ни инвалид, ни мама с коляской. Если внутри здания полно ступенек и нет лифта.

Может, оборудовать по нескольку или даже по одной школе в каждом районе, но так, чтобы в нее могли ходить дети с любыми физическими недостатками. Это, я уверена, принесет много пользы не только им, но и нашим здоровым детям, которые будут учиться не только сочувствовать и сопереживать, но и добиваться успеха, несмотря ни на какие препятствия. И точно так же сделать по-настоящему доступными хотя бы несколько культурно-спортивных и медицинских учреждений, не размазывая скудные средства по сотням адресов.

Ольга Курушина

Источник: Деловой Ростов

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ