Архив:

Без права на «права». Громко анонсированный проект первой автошколы для людей с инвалидностью в Приморье тихо реформировался

Получить водительское удостоверение в Приморье сегодня – дело обычно очень сложное и очень затратное. Это в среднестатистическом случае. Но все проблемы меркнут, если речь идет о людях с инвалидностью. Им сегодня получить водительское удостоверение совершенно невозможно. Причина – отсутствие "оформленного" автомобиля с ручным управлением, на котором можно было бы сдать экзамен в ГИБДД. А тот самый процесс "оформления" затянулся уже на многие месяцы. 

То есть пока сборная России бьет все рекорды на Паралимпийских играх, демонстрируя безграничные возможности, на Дальнем Востоке инвалиды ущемлены даже в праве сесть за руль. А громко анонсированная в прошлом году первая в крае автошкола для людей с инвалидностью сама тихо реформировалась и теперь вызывает только бесконечные вопросы у своих учеников, сообщает РИА PrimaMedia.

Согласно российским законам, люди с заболеваниями опорно-двигательного аппарата имеют право сесть за руль. Но проходя медкомиссию, они получают отметку "автомобиль на ручном управлении". Это значит, что обучаться в автошколе и сдавать экзамен в ГИБДД нужно на автомобиле, в конструкцию которого внесены специальные изменения, позволяющие управлять им без использования ног. А таких автомобилей на сегодня у ГИБДД нет, и в автошколах Приморья – тоже. А это ставит крест на планах сотен жителей края сесть за руль.

Нет машин – не нужны и права, может кто-то подумать. Но это не так. Автомобиль с ручным управлением приобрести не сложно, и они много у кого есть. Сложно его оформить как учебный. Автомобили, используемые при проведении практического экзамена, должны быть обозначены опознавательными знаками "Учебное транспортное средство" и оборудованы дополнительными педалями сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для экзаменатора.  Плюс, невероятное количество бумаг, разрешений. Поэтому ни одна автошкола таким автомобилем еще не обзавелась. Более того, не обзавелась и Госавтоинспекция, в нормативных документах которой прописано – принимать инвалидов без очереди. А на чем принимать?

В ГИБДД логично рассудили, что раз кандидат где-то учился, то пусть автомобиль на экзамен предоставляет автошкола. Тем более, что сдать экзамены экстерном, то есть научиться водить самому на своем автомобиле, без автошколы, а потом просто прийти на экзамен, с ноября прошлого года нельзя. Однако в Госдуме уже признались, что отменять экстернат для инвалидов было ошибкой, что про них просто забыли, и скоро такая возможность снова вернется. И что делать тогда? И еще вопрос: не все люди, получившие справку о "ручном управлении", колясочники. У многих вполне дееспособные ноги, и они могут пользоваться педалями, управлять обычным автомобилем. Вплоть до того, что некоторые автошколы, по договоренности, обучают их на своих машинах. Но дальше – непреодолимое препятствие в виде экзамена в ГИБДД в отсутствие специального "авто". В итоге – прав нет. А ведь для многих инвалидов управлять автомобилем – не только заветная мечта, но и порой крайняя необходимость. А еще такие водители гораздо аккуратнее на дороге.

И еще один парадокс – если человек стал инвалидом уже после того, как получил водительское удостоверение, у него права назад никто не потребует. И никто не станет контролировать, какое у машины управление. На дорогах нередко можно увидеть автомобиль с соответствующей табличкой. То есть одним можно, другим нет.

Как рассказал агентству президент Дальневосточной межрегиональной общественной организации инвалидов "Ковчег" Артем Моисеенко, сегодня десятки людей с инвалидностью хотят, но не могут получить водительское удостоверение. Письма и звонки приходят постоянно, и не только с Приморья, а вообще со всего Дальнего Востока. В 2013 году появилась надежда - губернатор Владимир Миклушевский поддержал  инициативу организовать в крае обучение вождению для людей с ограниченными возможностями здоровья. А 23 декабря первая автошкола для людей с ограниченными возможностями "заработала" на базе профессионального лицея №11 Владивостока на Варяге.

На занятия записалось 16 человек, ровно половина из которых – люди с инвалидностью. Что было дальше, рассказала бывший заместитель директора лицея Марина Пронтенко.

- А дальше у нас прошла реорганизация, объединили несколько образовательных учреждений.  Открывалась автошкола "Профессиональный лицей №11", сейчас нет такого. Теперь это КГБ СПО "Колледж машиностроения и транспорта". Многие специалисты, в том числе и я, при реорганизации попали под сокращение. У руля встал новый директор, у которого, похоже, свое видение по поводу инвалидов, - рассказала собеседник агентства.

По ее словам, лицей планировал развить несколько направлений для людей с инвалидностью. Автошкола была лишь началом, а в будущем планировали обучать по профессиям наладчик, программист и так далее. Более того, планировали организовать что-то типа общежития для инвалидов, чтобы на обучение можно было приезжать из других городов, регионов. На все эти цели по трехлетнему плану учреждению выделили деньги  из краевого бюджета. В 2013 году сумма составила 2 млн рублей. Автошкола их полностью потратила: создали новый класс, закупили специальные тренажеры, привели в порядок свою площадку для практического вождения. А главное - купили автомобиль марки "Рено" с ручным управлением, за 600 тысяч рублей. Начали процесс его "оформления" в качестве учебного.

- Насколько я знаю, автомобиль до сих пор не оформлен. Группа должна была уже выйти на практические занятия в город, но никто из них до сих пор не садился за руль. Студенты очень недовольны. Преподавателей нет. Приходят на занятия, им выдают билеты в бумажном варианте и заставляют решать, и никто ничего не объясняет. Тренажеры - хорошие, дорогие, с 3D-экранами - так и не установили. Площадку должны были уже проходить, но никто ее не дает. Более того новый директор вообще распорядился закрыть автодром, который к этому моменту уже был оборудован для инвалидов. Мы купили и установили светофоры, оборудовали площадку, а новое руководство все это решило убрать. В общем, студенты в замешательстве, напуганы, переживают за свои деньги и о том, как будут сдавать экзамены, - объяснила ситуацию Марина Пронтенко.

Кстати, хоть край и потратил на "благое дело" 2 млн рублей, обучение в автошколе для инвалидов отнюдь не бесплатное. Все ученики еще в декабре заплатили по 26 тысяч рублей.

Новый директор автошколы для инвалидов проблем не видит.

- Наши студенты занимаются два раза в неделю. Всех это устраивает, жалоб не поступало. Уже начали вождение. Получили тренажеры, установили в кабинеты и люди занимаются. Два тренажера – для ручного и ножного управления. Уже в апреле люди пойдут сдавать экзамены. В ГИБДД машину зарегистрировали, документ выдали, - сообщил по телефону директор КГБ СПО "Колледж машиностроения и транспорта" Василий Налома.

Однако сами ученики рассказывают другое.

- Мы пока не довольны, - рассказал кандидат в водители Алексей Клевцов. - Преподаватели за два месяца постоянно меняются. Поставили преподавателя, у которого проблемы со здоровьем.  Я, говорит, может, сегодня вас отучу, а завтра могу попасть в больницу.

Тренажеры, которые обещали в декабре поставить, только пришли. Их еще не подключили. Один тренажер стоит еще на улице в ящике вроде, один подключили. Но настроить никто не может - специалистов нет. И то поставили тренажер с механической коробкой передач, хотя у нас в договоре прописано, что мы будем на автомате обучаться.

С 13 января начали учиться. Медицину прошли, а по ПДД только с самого начала занятия было, и все. В голове ничего не осталось. Мы в этом месяце непонятно чем занимались. Дают просто билеты – учите сами. А ПДД толком не объясняют. Не было ни практики, ни тренажеров. Решают что-то, но пока не было. Пришел преподаватель по практике – познакомились, и все. В машину садились только в самый первый день, в декабре, на презентации автошколы. На камеру - сели, пять метров проехали, и все. В общем, в группе все недовольны, - резюмировал Алексей Клевцов.

Новость о том, что экзамены в ГИБДД могут случиться уже в апреле, учеников удивила.

- Ну, если все будет так, как сейчас, то вряд ли мы что-то там сдадим, - заметил Алексей.

Среди учеников есть мнение, что новое руководство вообще не заинтересовано в обучении инвалидов и хочет закрыть это направление, а автомобиль на ручном управлении отдать в аренду. На прошлой неделе в класс во время занятий пришли посторонние люди – представители одной из автошкол в районе Дальпресса. Они предложили "помощь" – ездить к ним и учить теорию, кто может.

Василий Налома опроверг подозрения о закрытии направления. По его словам, обучение будет продолжаться. Более того, автомобиль на ручном управлении будет доступен только ученикам его автошколы, и никому в аренду сдаваться не будет. Иными словами, те инвалиды, которые уже обучились вождению и ждали только, когда появится автомобиль, могут забыть об этом. У автошколы есть свои восемь учеников и ни минутки свободного времени, чтобы автомобилем воспользовался кто-то еще.

То есть ждать, когда законодатели вернут экстернат для инвалидов, снова бессмысленно.

Впрочем, упомянутая выше организация "Ковчег" давно поняла, что с таким положением дел мириться нельзя. Права инвалидов не должны ущемляться из-за пробелов в законах или упрямства чиновников. Поэтому за свои деньги организация приобрела свой автомобиль марки Toyota на ручном управлении и начала процесс его оформления. В планах – договориться сразу с несколькими автошколами, чтобы на их базе организовать обучение, и чтобы ученикам из разных районов города было удобнее добираться.

Правда, специалисты на эти планы смотрят скептически. Один автомобиль даже на одну автошколу – это мало. И организовать обучение людей с инвалидностью – задача трудная. Нужны преподаватели с особой психологической закалкой, да и физической – помогать ученику сесть в авто, например. Да и среда должна быть доступной: удобные подъезды, парковки, пандусы и так далее.

Наконец, и "Тойоту" оформить по всем правилам оказалось очень сложно. Автомобиль уже несколько месяцев находится на "стадии завершения оформления". В "Ковчеге" сами признаются: Все оказалось не так просто, как мы думали. Однако сохраняют оптимизм и надеются, что обучать людей в рамках закона можно будет уже скоро.

Кстати, в Приморском крае на март 2014 года инвалидность имеют 127 тысяч человек. До января 2005 года в крае действовала федеральная программа по обеспечению людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата автомобилями. Специальная комиссия решала, кому положен автомобиль, кому можно самому сесть за руль, а в каком случае машину оформлять на родственников, опекунов и так далее. Позже программу отменили, льготу монетизировали. Как сообщили в департаменте труда и социального развития администрации Приморского края, в настоящее время вопрос о возвращении подобной социальной льготы снова рассматривается.

Источник: PrimaMedia

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ