Архив:

«Они могут, а мы не можем». За что должно быть стыдно после церемонии закрытия Паралимпиады

За десять дней сочинских Паралимпийских игр вам не стало стыдно? За лень, одолевающую в выходные. За нытьё по утрам, когда не хочется выходить на улицу и идти под проливным дождём и пронизывающим ветром. За жалобы на неприятности, сваливающиеся на вас одна за другой. За опустившиеся руки. За сомнения: ничего не получится, поэтому не стоит и продолжать. Мне стало очень стыдно. И если вы за эти десять дней так и не поняли, что в мире нет ничего невозможного, то во время закрытия Паралимпиады-2014 вам так прямо и сказали: возможно всё. И даже доказали.

Церемония закрытия зимней Паралимпиады на стадионе «Фишт» так и называлась - «Достигая невозможного». Роман Петушков, Алёна Кауфман, Михалина Лысова, Владислав Лекомцев, Рушан Миннегулов, Александра Францева, Анна Миленина, Алексей Бугаев и другие наши чемпионы и призёры на протяжении всех десяти дней доказывали нам, что мы не имеем права жаловаться. Если мы видим, если слышим, если ходим, но при этом не можем крепко держать собственную судьбу в здоровых руках. А они могут.

…Разноцветные танцующие фигуры собрали на поле «Фишта» конструкции из тетриса. Звучит музыка группы Led Zeppelin. И тетрис складывается в слово «Impossible». Невозможно. Казалось бы, всё. Миссия невыполнима. И музыка из одноимённого фильма вроде бы почти убеждает нас в этом. Но тут на сцене появляется Алексей Чувашев, бронзовый призёр лондонских Игр в академической гребле. В 2008 году во время боевой операции на Кавказе Алексей получил тяжёлое ранение. Ему ампутировали обе ноги. Но через четыре года Чувашев доказал - настоящий воин останется воином до конца своих дней. Он не просто выступил на Паралимпийских играх, он пришёл третьим.

Перед Алексеем опускается канат. И он покидает свою коляску и поднимается вверх. С помощью рук. Только рук. Многие из нас по 15-метровому канату с ногами вскарабкаются? Вряд ли. Но Алексей уже где-то высоко, над головами зрителей и участников. Он сбивает деталь слова «impossible» и лёгким движением руки меняет смысл. I’m possible. Я могу.

…Все знают отца современных Олимпийских игр барона Пьера де Кубертена. Я хочу, чтобы все знали имя отца Паралимпийских игр нейрохирурга Людвига Гуттмана. Работая с ранеными британскими военными, он считал, что спорт помогает людям с травмами позвоночника. Именно он придумал проводить игры для инвалидов - Сток-Мандевильские игры. Они начались в один день с лондонской Олимпиадой 1948 года и стали прародителями нынешних Паралимпиад. И если сначала это название было связано с термином «paraplegia» - паралич нижних конечностей, потому что соревнования проводились среди людей с заболеваниями позвоночника, то потом, когда в Играх стали принимать участие спортсмены с другими заболеваниями, название было переосмыслено как «рядом с Олимпиадой» (в переводе с греческого). Тем самым было признано равноправие между олимпийцами и паралимпийцами.

И в воскресный вечер мы видели это равноправие. Не только между спортсменами. Рядом с танцорами из казачьего коллектива ребята спрыгнули со своих колясок и выдали такой нижний брейк! Они смогли. А вы можете?

…Настало время передачи эстафеты корейскому Пьончангу. Гимн, корейские песни. Но вот в центре внимания оказывается художник. Нет, не так - Художник. Вместо рук у него протезы. Но он точными выверенными движениями изображает на холсте фигуры паралимпийских спортсменов.

Пара танцоров. Он не слышит. Перед началом танца партнёрша отстукивает на груди партнёра музыкальный ритм. Он кивнул. Понял. И повёл свою девушку, закружил в танце. Красиво.

Если есть сила, воля, крепость духа, упорство и огромное желание, можно многого достичь. И необязательно в спорте. Вы ведь знаете самого знаменитого слепого музыканта современности Рэя Чарльза? А есть ещё лучший в мире глухой танцор Амнон Дамти. Со своей женой и партнёршей Джил он покоряет сердца зрителей во всём мире. Держать ритм в танце Амнону помогает вибрация от динамиков, которая передается к ногам по полу сцены.

Есть британская художница Элисон Лаппер. Она родилась без рук и с изувеченными ногами. Воспитывалась в интернате для инвалидов. Рисовать начала в три года. И её картины со временем начали продаваться! Она счастливая женщина. Физическая неполноценность? Глупости! Её красоту и женственность мужчины не только признали, но и увековечили в скульптуре. Скульптор Марк Куинн изобразил Элисон беременной, и его работа долгое время простояла на Трафальгарской площади в Лондоне. Да, у Лаппер есть сын. Здоровый красивый мальчик. «Моя жизнь в моих руках» - книгу с таким названием написала художница. На обложке Элисон обнимает сынишка. Теперь он - её руки. И благодаря этим рукам многое теперь она может.

…Комментаторы церемонии закрытия Сергей Брилёв и Дмитрий Губерниев сказали очень важную фразу, которая в это время крутилась и в моей голове. Благодаря тому, что мы видим, меняется отношение к собственным возможностям. Поднимайте своё обленившееся тело с дивана и идите совершать маленькие и большие подвиги каждый день. Мы можем.

Ульяна Урбан

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ