Архив:

Виталий Мутко: наш секрет - в зеркальной политике

Несмотря на то что Игры-2014 ещё только миновали экватор, уже сейчас можно констатировать: львиная доля медалей останется у россиян, которым, похоже, под силу завоевать их почти столько, сколько все остальные команды вместе взятые. О том, благодаря чему достигнут такой прогресс, в эксклюзивном интервью «СП» рассказал министр спорта Российской Федерации Виталий Мутко.

— Мы повернулись лицом к людям с ограниченными возможностями. Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Мы приняли специальную государственную программу «Доступная среда». Только за последние три года число людей с ограниченными возможностями, вовлечённых в спорт, увеличилось в три раза, а детей — ещё больше. Сегодня различными видами спорта у нас занимается уже больше 500 тысяч инвалидов. И мы ставим перед собой задачу к 2020 году довести эту цифру до 5 млн. А для этого создаём соответствующую инфраструктуру, строим спортивные базы, проводим различные турниры. В прошлом году мы организовали первую зимнюю спартакиаду для людей с ограниченными возможностями, которая собрала около трёх тысяч человек из 53 регионов. Надеюсь, следующие старты будут ещё более массовыми. Мы начали создавать адаптивные детские спортивные школы. Если в 2012-м их было лишь 15 в стране, то сейчас уже 45. Отсюда и довольно широкое представительство в сборной. У нас появились сильные центры паралимпийского спорта в Москве, Красноярске, Ханты-Мансийске, Тюмени, Уфе, Казани. Мы начали готовить специалистов для них. В прошлом году 900 человек обучили по специальной программе. Стали выделять субсидии на адаптивные спортшколы — в 2014-м году они составили 50 млн. рублей. И, конечно, самая большая забота — это строительство современных спортивных сооружений, адаптированных для инвалидов. Все новые объекты предусматривают безбарьерную среду. А старые начинаем постепенно переоборудовать. Пока таковых у нас всего 18 процентов от общего числа, но с каждым годом будет становиться всё больше. И я убеждён, что такая спокойная и последовательная работа даст результат.

— Искреннее удивление вызывает такое большое количество болельщиков на трибунах и на трассах…

— Мы хотели сделать так, чтобы Паралимпийские игры не ушли в тень Олимпийских. И можем констатировать, что цель достигнута: на церемонии открытия и закрытия Паралимпиады, а также на некоторые соревнования билетов выкуплено больше, чем на Олимпиаде. Конечно, это приятно. Потому что спортсменам с ограниченными возможностями очень важна поддержка. Я постоянно общаюсь с ними и тренерами, мы ежедневно поздравляем наших призёров. И они все говорят, что такая поддержка вдохновляет.

Для пропаганды спорта инвалидов огромную роль играют и телевизионные трансляции с Игр. Благодаря им многие люди впервые увидели, что такое следж-хоккей, насколько он интересен. Самое удивительное, что буквально через десять минут ты перестаёшь замечать, что хоккеисты — с ограниченными возможностями. А кто знал раньше, как бегут тотально слепые лыжники, как они стреляют? Я очень рад, что столько внимания уделяется Играм, их участникам, у многих из которых сложные судьбы. Паралимпиада даёт им шанс проявить себя и показать другим, что есть возможности адаптации через спорт к полноценной жизни.

— Виталий Леонтьевич, а насколько важны для вас на Паралимпиаде результаты?

— Прежде всего, это социальный проект. Но проведённый накануне опрос показал, что люди хотят, чтобы наши спортсмены выигрывали. Это где-то и понятно: ведь четыре года ребята серьёзно тренировались. И им самим хочется реализовать себя. И их родственники, друзья, знакомые, просто болельщики желают им побед. Многие приехали издалека — из Иркутска, Владивостока, Ростовской области. Люди воодушевлены. Все отмечают праздничную атмосферу. На мой взгляд, очень важно ощущение, что это наши Паралимпийские игры, что это сделали мы, сделали для себя. Этот позитив важно сохранить как можно дольше.

— Насколько востребованы будут эти объекты в дальнейшем?

— Мы уже неоднократно рассказывали о программе постолимпийского наследия, принятой правительством. Судьба каждого объекта, его будущее продумано. Что касается горного кластера, то мы будем иметь здесь четыре горнолыжных курорта с общей протяжённостью порядка 150 км лыжных трасс. Ясно, что они будут ориентированы на туристов, но создадим здесь и центр сборных команд страны. Для этого приобрели одно из зданий, которое будет перепрофилировано под гостиницу. Будем арендовать трассы и готовиться. Планируем проводить здесь этапы Кубка России, мира. Санно-бобслейная трасса и трамплинный комплекс также войдут в центр сборных команд. Здесь уже создана краевая школа по зимним видам спорта, набраны первые дети в горных лыжах и в лыжных гонках. Надеемся лет через восемь-десять увидеть местных воспитанников на серьёзном уровне. Что касается прибрежного кластера, то там тоже практически все вопросы решены. Во-первых, будет создан детский спортивно-оздоровительный центр, по сути — «Орлёнок» для наших 6000 спортивных школ. В его распоряжение поступят ледовые арены, зимний стадион, центр кёрлинга. По задумке 21-дневная смена рассчитана на 250 человек. Упор будет сделан на зимние виды спорта.

Большой стадион «Фишт» после реконструкции и приведения в соответствие с требованиями ФИФА в 2017 — 2018 году примет чемпионат мира по футболу. Надеюсь, край создаст здесь команду или переведёт сюда одну из краснодарских. Ледовая большая арена перейдёт в распоряжение края, где уже создана хоккейная школа, и мы хотим, чтобы здесь появилась команда Континентальной хоккейной лиги. Конькобежный овал собираемся переоборудовать под выставочный комплекс, медиа-центр отдадим под развлекательный центр. И вы знаете, что в Сочи создана трасса «Формулы-1», которая в октябре примет первый в истории соревнований российский этап. То есть все объекты собираемся максимально загружать. У нас есть календарь соревнований до 2017 года, в который входят этапы Кубка, чемпионаты и первенства мира. Сейчас с Шамилем Тарпищевым решаем вопрос о проведении в здешнем кёрлинг-центре ближайших матчей Кубка конфедераций.

— Разбирать ничего не собираетесь?

— Нет. Многое будет, конечно, зависеть от местных властей, мэрии города. Им придётся энергичнее работать, организовывать новые проекты, турниры. Те же наши футбольные клубы, выезжая в межсезонье на подготовку в Турцию и Испанию, вывозят из страны порядка 80 млн. евро, потому что там есть поля рядом с отелями. Но, думаю, программа «Наследие» даст хороший импульс развитию спорта и в этом регионе. Да и не только в этом. У нас ведь и в Казани к Универсиаде построены мощнейшие базы. В Новогорске создали прекрасный центр лёгкой атлетики, включающий два стадиона — метательный и беговой, а также манеж. Люди получили возможность круглогодично готовиться в шикарных условиях. И на том же чемпионате мира по лёгкой атлетике в закрытых помещениях сейчас уже завоевали три «золота». Главное, чтобы всей этой базой люди активнее пользовались.

— Те же ледовые арены только открытием на их базе спортивных школ не окупишь…

— Конечно. Во время посещения с Владимиром Владимировичем Путиным соревнований по горным лыжам мы как раз обсуждали этот вопрос. Говорили о том, что материальная база растёт, мы имеем уже 262 тысячи спортивных сооружений, по числу тех же ледовых арен, коих уже 442, бассейнов даже исторический рубеж Советского союза превзошли. Ежегодно, включая небольшие дворовые площадки, мы вводим до 3000 таких объектов, порядка 200 из которых — за счёт средств бюджета, остальные — усилиями Газпрома, частного бизнеса и т.д. Их содержание ложится на плечи государства. А для бюджета это, конечно, очень накладно. Поэтому вы правы, нужно думать, что делать с тем же горнолыжным центром: только за счёт ски-пассов на подъёмники их не окупишь. Будем искать выход. В принципе, модель управления всеми объектами разработана. Это государственное задание на подготовку детей, какие-то регулярные соревновательные проекты, и где-то на 30 процентов они должны окупаться за счёт продажи абонементов, катания и т.д. На иное соотношение сложно рассчитывать, потому что уровень жизни людей, по крайней мере, пока ещё не настолько высокий. Многие сочинские объекты принадлежат «Газпрому». И мы с его председателем правления и заместителем председателя совета директоров Алексеем Миллером договорились, что подпишем соглашение и будем арендовать горнолыжные и лыжные трассы, биатлонное стрельбище на время соревнований и тренировочного процесса. Естественно, речь будем вести о приемлемом тарифе. Чтобы не разориться, их пятизвёздочные отели использовать не планируем, с этой целью, как уже сказал, откроем свою гостиницу на 220 мест.

— Создание центров связано с тренерской проблемой. Как её решаете?

— Это самый важный вопрос. К работе с паралимпийцами мы привлекли многих специалистов из большого спорта. Саша Назаров, к примеру, у нас готовит горнолыжников, которые завоевали здесь уже пять медалей. Ему помогают два ассистента, врач, массажисты, сервисмены. То есть это команда, которая имеет свой календарь. Конечно, они должны выстрелить!

А что касается тренеров вообще, то это одна из самых больших проблем. Это подтверждает и тот факт, что к Олимпиаде у нас готовило сборные около 90 иностранных специалистов. Нам нужно разворачивать свою тренерскую школу. Их готовят в 14 высших учебных заведениях, которые я, как министр, все пять лет не трогал, а только помогал. Мы разработали программу, под которую выделено 2 млрд. рублей. В Смоленске создали мощнейшую академию, построили бассейн, ледовый дворец, легкоатлетический манеж и два стадиона — для лёгкой атлетики и футбола, библиотеку, новую гостиницу. Из Набережных Челнов в Казань перевели Поволжскую академию, передали мощнейшую базу с гребным каналом, теннисным центром, легкоатлетическими сооружениями и студенческий городок на 5000 мест. В Чайковском построили биатлонный центр и всю трамплинную линейку, включающую 30, 50, 70, 95, 120 м. Кубанский университет получил комплекс гребных видов спорта, плавательный бассейн. В Питерском университете имени Лесгафта появился классный стадион с легкоатлетическим ядром, манеж и центр зимних видов спорта с полуторакилометровой закрытой трубой, стрельбищем внутри. Мы обеспечили вузы научным, медико-биологическим сопровождением. Их задача теперь — создать современную систему подготовки тренеров.

— Премиальные для паралимпийцев в России не отличаются от олимпийских?

— Такова позиция Президента страны, который не раз это в последние дни подчеркнул: спортсмены-инвалиды должны получить такое же вознаграждение, как олимпийцы, включая автомобили. То есть всё будет сделано зеркально.

— Респект вам от белорусов, восхищённых созданной в Сочи инфраструктурой…

— Да белорусы сами — молодцы! Я недавно был в Минске, посмотрел, как готовитесь к чемпионату мира по хоккею. И столь же восхищён, как разумно всё сделано — какие шикарные ледовые дворцы построены на проспекте Победителей и в Чижовке, сколько отелей новых появилось. Думаю, все участники форума будут в восторге и от организации самих соревнований, и от ваших баз, условий проживания. А если ещё и Россия с Беларусью в финале сыграет, тогда и вовсе фурор обеспечен.

Елена Данильченко

Источник: СП-Онлайн

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ