Архив:

Хромой Саныч

Выставка деревянных икон открылась в Самарской областной библиотеке. Автор - Николай Махин, инвалид - колясочник. Он преподает в школе № 54 мастерство резьбы по дереву. А в свободное от уроков время режет иконы "для души".

Все свои работы Махин подписывает одинаково: "Хромой Саныч".

- "Хромой Саныч" сам себя на ноги поднял, и проект свой скоро поднимет, вот увидите! - говорят сотрудники библиотеки.

Художественные орнаменты Николая Махина, выполненные из кусочков дерева разных пород, оттенков и текстуры, - искусство особого рода. Требует от автора не только хорошего вкуса, но и "понимания" дерева. Это понимание перешло к нему в дар по наследству. Прадед, дед, отец Махина занимались резьбой. Самого Николая обучали чтению и ремеслу одновременно.

- Прочитал сказку, теперь режь! Вырастешь, на кусок хлеба всегда заработаешь, - говорил отец сыну. Николай повзрослев подался в матросы. Ходил на рыболовецких судах по Каспию, Балтике, Белому и Баренцеву морю. Но и про резьбу не забывал.

- Уходишь в море, берешь с собой инструмент и липу, - вспоминает резчик. - В период штормов сидел в гостинице Сахалина и резал поделки для иностранцев. Иногда за "сувенирку" зарабатывал даже больше, чем за выход в море.

"Врачи меня готовили на органы"

12 лет назад случилась беда. В Чите Николая, сошедшего на берег после очередного рейса, сбила машина. В больницу он угодил с раздавленной головой и переломанным телом. Полгода провалялся на койке, в сознание приходил редко. Документов при себе у матроса не было. Мать не знала, где находится сын.

- Я пытался вспомнить, кто я и откуда, и только спустя месяцы через друга кинул весточку родным, - говорит Николай. - Помню, что врачи обсуждали мое безнадежное состояние и здоровые почки и печень. Только потом, оправившись от черепно-мозговой травмы понял, что меня готовили "на органы". Маманя приехала, заподлянку им сделала, забрала меня из больницы.

Она нашла сына, лежащим на панцирной голой сетке без матраса. Скрюченного до состояния эмбриона, с неправильно сросшимися костями, без сознания. Весил Коля, как ребенок, сорок с небольшим кило.

- Мама взяла меня на руки, как плащик, и понесла на вокзал, - рассказал "КП" Махин. - Все шесть дней, пока ехали в поезде, отъедался горячими беляшами, которые покупали на станциях.

"Выпрямлял ноги пудовыми гирями"

Дома Махин полтора года заново учился говорить и двигаться. Выпрямлял неправильно сросшиеся кости ног поднимая сначала килограммовые, потом уже пудовые гири. Как только смог самостоятельно сесть - тут же попросил резец. И сразу же взялся за инкрустацию столика для "мамани". Сегодня Николай гнет, как пушинку, арматуру, кидает двухпудовые гири, ездит на "окушке". Ходит, правда, только с палочкой и на короткие расстояния. Чаще передвигаясь при помощи костылей.

Николай Махин хорошо известен в храмах губернии как резчик. Кому оклад для икон изготовит, кому столешницы, кому табуретку резную сделает. В прошлом году Махин закончил медицинский институт. В последнее время он увлекся идеей проиллюстрировать книжки для слабовидящих детей. На лакированных фанерках Махина контуры сказочных персонажей и обычные бытовые предметы в сопоставлении размеров.

- Наши чиновники отчитываются: у самарских слепых все есть. Да у них даже колобка нет! В библиотеке одни книги, а иллюстраций и картин - нет! Слепые дети не знают, кто кого задавить может, ежик или лошадь, - возмущается "хромой Саныч".

Источник: a2k.org.ua

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ