Архив:

Люди с запредельными возможностями. О победах российских паралимпийцев

В этой Олимпиаде будут аутсайдеры и чемпионы, но не будет проигравших. Само участие в Паралимпийских играх — великий подвиг, вне зависимости от места на пьедестале почета. 

Мощный рывок российской сборной в первый же день соревнований стал неожиданным сюрпризом для всего мира. Казалось бы, мы не в Европе, где все условия для людей с ограниченными возможностями. А может, в этом и есть главная причина уникальных успехов? Наши паралимпийцы просто вынуждены побеждать каждый день. Для них это не столько спорт, сколько принцип самовыживания и привычка — стоит выйти за дверь, как приходится вступать в борьбу. Не преодолев себя и не сломав очередной барьер, сразу затеряешься, сникнешь и пропадешь.

Про «доступную среду» в России сейчас говорится много. Пусть медленно, но ситуация все же меняется в лучшую сторону. Там и тут появляются пандусы, спецлифты, социальные такси и прочие приспособления, способные облегчить жизнь инвалидов. Увы, даже в идеальной обстановке остается одно не менее прочное препятствие — у общества нет веры в людей с ограниченными возможностями. О том, что они имеют право на победу, принято вспоминать во время Паралимпиад и немногочисленных региональных состязаний. При этом они не собирают стадионы зрителей, не могут опереться на поддержку собственных фан-клубов болельщиков. В их системную подготовку не принято вкладывать деньги, а спонсоры не спешат брать на содержание подобные команды. Это проблема не только властей и бюджетов, это проблема всего общества.

Золотые, серебряные и бронзовые медали паралимпийцев внешне не отличаются от наград обычных чемпионов. У них тот же блеск, та же проба. Есть лишь одно принципиальное отличие — паралимпийские медали достаются гораздо тяжелее. Здесь мало накачать мышцы или натренировать выносливость, нужно переступить через себя и через скептицизм окружающих. Необходимо догнать и перегнать не только соперника, но и самого себя.

Есть такое выражение «встать и пойти». Оно символизирует неимоверную волю и ассоциируется с Алексеем Мересьевым. Так вот — в параспорте даже при отсутствии ног нужно «встать и бежать». Обычному человеку это понять сложно. Такое можно только почувствовать, пройдя через личную трагедию и пережив горечь физической потери для собственного тела. Каждый потенциальный паралимпиец — это штучный и уникальный товар, которым нельзя разбрасываться, а тем более относиться к нему со снисхождением.

Это великая каста атлетов, которые никогда не «сольют» договорной матч, а их личные амбиции не будут разменяны на некие материальные бонусы. Есть гораздо важная цель, которую не измерить денежными вознаграждениями, а именно желание доказать себе и окружающим.

Мы следим за выступлениями паралимпийцев и сильно удивляемся их успехам. Для нас это необъяснимое чудо. Однако много ли мы знаем о системе их подготовки, как часто окунаемся в их жизнь, интересуемся бедами и удачами? Мы не знаем практически ничего. Они так и продолжают оставаться людьми с другой планеты, которыми принято восхищаться раз в четыре года. Потом тишина. А ведь про них нужно снимать фильмы и делать телевизионные шоу, популяризировать и разрушать стены отчуждения. На них нужно просто обратить каждодневное внимание. Они ответят очередными феноменальными рекордами и подарят надежду даже тем, у кого есть руки, ноги и полноценное зрение.

Само определение «ограниченные возможности» в этом плане выглядит большой нелепостью. От него давно пора отказаться, запретить, приравнять к публичному оскорблению и нещадно наказывать за его использование. Оно унижает и ставит психологический крест на многих нереализованных мечтах и идеях. Оно загоняет в непонятно кем придуманные рамки. Выбираются из них лишь единицы.

Паралимпийцы, да и все инвалиды — это люди с возможностями запредельными. Они это доказали, еще не заняв пьедестал почета.

Андрей Анохин

Источник: Амурская правда