Архив:

Поверх барьеров

Внедряя амбулифты и пандусы для инвалидных колясок, Россия догоняет страны, лидирующие в деле создания доступной среды для людей с ограниченными возможностями. По подсчетам Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается почти миллиард людей с тем или иным нарушением физического развития. Иными словами, каждый девятый житель планеты нуждается в создании безбарьерной среды. 

Учитывая интересы «самого большого меньшинства», в декабре 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов.  Согласно статьям 9 и 30, общественные здания, стадионы, дороги, школы, больницы, театры, музеи, игровые площадки, библиотеки должны быть доступны для людей с ограниченными возможностями. На сегодняшний день 150 стран ратифицировали Конвенцию и приняли обязательства по устранению барьеров, препятствующих участию инвалидов в жизни общества.

Людям с ограниченными возможностями необходимо вести активный образ жизни, совершать экскурсии и путешествовать без посторонней помощи. Это понимают в странах Евросоюза, где действует негласное правило туризма: если к тебе не едут инвалиды, значит не едет никто. Без инфраструктуры для колясочников ни одна гостиница не получит классификацию выше трех звезд. Подбирая номер, всегда можно узнать о наличии пандуса, высоте кровати, размере лифта, приспособленности санузла. В Европе «люди с затруднениями», не выходя из машины, могут заправиться с помощью работника, который по вызову подходит к автомобилю и заливает бак горючим.

В каждом европейском городе, помимо стандартных инклюзивных приспособлений в виде съездов для колясок и ребристых дорожек для слепых, местные власти внедряют что-то свое. В Вене оборудовали лифтами старые станции метро, построенные еще в начале XX века, и адаптировали для колясочников переходы между линиями. В Париже человек с ограниченными возможностями во время поездок на автобусе и на метро может воспользоваться помощью сопровождающего, состоящего в штате городской транспортной компании. В Стокгольме разработали приложение для мобильных телефонов, которое помогает человеку с проблемами зрения переходить от одного пункта к другому по самому короткому и безопасному маршруту. В историческом центре Рима, где действует зона лимитированного трафика с огромным штрафом за несанкционированный проезд, инвалиду разрешается бесплатно оставлять машину, если ее номер занесен в белый лист дорожной полиции.

Начиная с 2010 года в Европе проводится конкурс Access City Award («Доступный город»). С точки зрения приспособленности для инвалидов оцениваются публичные места, общественный транспорт, информационная сеть и бытовое обслуживание городов с населением более 50 тысяч человек. В 2013 году в конкурсе приняли участие 99 городов, первое место занял Берлин. В германской столице две трети городской транспортной сети адаптировано для передвижения инвалидов на колясках. Здесь действует Музей слепых, в котором разрешается трогать экспонаты, а в Ботаническом саду выделен Сад ароматов и осязания, где незрячие люди могут открыть для себя многообразие растительного мира.

Если говорить не об отдельном городе, а о стране в целом, то лидером в области создания доступной среды в Европе было бы правильно считать Испанию. Внимание к людям, которым трудно передвигаться самостоятельно, проявляется здесь даже в мелочах. В мадридском музее «Прадо» бесплатно выдают кресло-коляску с электроприводом. На каталонском сайте «Доступный туризм» подробно расписаны маршруты, разработанные для людей с «особыми потребностями». На остановке в Барселоне водитель с помощью специальных рычагов наклоняет автобус и выдвигает трап для въезда инвалидной коляски. В курортных отелях Испании категории «discapacidad» есть бассейны с гидравлическими подъемниками, преобразующиеся в коляску электромобили и управляемые с помощью дистанционного пульта кровати, которые гнутся под любым углом.

На американском континенте пальма первенства в деле создания безбарьерной среды принадлежит США. Новое общественное здание ни в одном штате не будет принято, если у него нет пандуса перед подъездом, входной двери с автоматической кнопкой, туалетов со специальными поручнями. В США изготавливаются чемоданы для инвалидных колясок и роботы, заменяющие собак-поводырей, а на круизных лайнерах проводятся вечеринки для инвалидов с участием голливудских звезд. В американских «Центрах независимой жизни» люди с ограниченными возможностями могут проконсультироваться у юриста, получить реабилитационную технику и воспользоваться услугами персонального помощника.

В Азии лидирующую позицию по адаптации инвалидов занимает Япония. По знакам Брайля, нанесенным на перила токийского метро, незрячий человек может определить, на какой станции он находится, куда ведет та или иная линия, где расположен переход. В японских городах край тротуара выложен нескользкой рельефной плиткой, предотвращающей самопроизвольное выкатывание коляски на проезжую часть. 

Включение красного света на светофоре дублируется звуковым сигналом, который оповещает о том, сколько секунд осталось до включения зеленого света. В торговых центрах и крупных отелях Японии действует удобная услуга: за небольшие деньги вы можете сдать крупный багаж и забрать его в другом городе.

Еще лет десять-пятнадцать в России не употреблялось словосочетание «безбарьерная среда». Высокие бордюры без возможности съезда, лестницы без пандусов и разбитые тротуары были повсеместным явлением. После того, как наша страна ратифицировала Конвенциию ООН о правах инвалидов, положение стало постепенно меняться. Для людей с ограниченными возможностями в общественном транспорте устанавливаются подъемные устройства, к подъездам домов пристраивают пандусы, появляются общественные туалеты с возможностью заезда на инвалидной коляске. Все объекты, доступные маломобильным гражданам, наносятся добровольцами на интерактивную карту. На сайте «Барьеров нет» можно увидеть, какие магазины, театры, библиотеки, кафе, спортивные учреждения могут посетить люди с инвалидностью.

Подготовка к Олимпийским и Паралимпийским играм 2014 года осуществлялась в соответствии с современными стандартами городского планирования. В Международном аэропорту Сочи на стеклянных поверхностях нанесли маркировку для слабовидящих и установили тактильные предупреждающие плиты. На маршрутах города-курорта сейчас работает более ста пассажирских автобусов с подъемными аппарелями, выдвижным трапом и фиксаторами инвалидных колясок. В Сочи установили «говорящие» банкоматы для незрячих людей, а на муниципальных пляжах появились невиданные ранее коляски-амфибии, позволяющие людям с инвалидностью купаться в море наравне со всеми отдыхающими.

eed5d9dd2c344fe43879b975887b0a1f.jpg

983589d2cb867e207f6db2285d2c0c2d.jpg

4b14f13267821af3da21aa87799e3141.jpg

79903c5204f0b43282598fa347bb885a.jpg

95712ba9915557d4b743f8085f98c501.jpg

c22c6745000ba475008c23504b03b85a.jpg

a0bd59caeaa728c9b7f79102ef42011d.jpg

f34ea7a447818287e5cfcff77e1064c9.jpg

9ea3b10bccdbaa486165c327288d63a0.jpg

62697be9f20eb717e3407c5340848799.jpg

30b4c66001ca174f5d2d0e080c7b6105.jpg

cdef7d05503a12c7dca14ad2fbcc520b.jpg

83ae3bcaee569ee997d49aee92e43ba3.jpg

Игорь Стомахин

Источник: Страна.Ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ