Архив:

Радоваться жизни: другого выбора нет

Девятиклассник из деревни Хотетово Свердловского района поедет на Паралимпийские игры в Сочи как один из победителей уникального Всероссийского конкурса детских новелл «Класс Мира». Из 146 работ, присланных со всей России девочками и мальчиками с ограниченными физическими возможностями, жюри отобрало всего 10. Среди них — новелла о спорте хотетовского школьника Астамира Грабаря.

Когда мы с социальным педагогом Оксаной Черняковой приехали в гости к орловскому победителю, он смотрел по телевизору передачу, посвящённую олимпийским хоккейным матчам, и искренне негодовал.

— Меня возмущает персональный стиль игры некоторых хоккеистов, — рассуждал он, как настоящий профессиональный комментатор. — У них нет игровой связи, не хватает игровой дисциплины. Когда смотрел по телевизору матчи наших хоккеистов на Олимпиаде, я страшно переживал и злился одновременно.

Астамир не просто заядлый болельщик, он большой знаток спорта. Знает не только всех спортсменов, но и биографии их изложит без запинки и самые интересные моменты соревнований прокомментирует. С удовольствием следил за соревнованиями лыжников, биатлонистов, керлингистов.

— Разве интересно наблюдать, как бегут лыжники? Разве не скучно? — провоцирую Астамира.

— Да что вы! Если в этом разбираешься, а я разбираюсь, то ой какая зрелищная и захватывающая картина! — отвечает парень.

Ему и в конкурсе «Класс Мира» помогла победить большая любовь к спорту. И, конечно, его творческие способности. Хотя мама Наталья не помнит, чтобы сын увлекался сочинительством. Разве что школьные сочинения писал. А вот учительница надоумила его попробовать себя в прозе, тем более что по условиям конкурса требовалось отразить в новелле спортивную тему.

Попробовал. Отправил. Через несколько дней звонок на мобильный.

— С кем имею честь говорить? — спросил Астамир.

Я заметила, что манера разговаривать корректно, нарочито вежливо и как-то по-взрослому для него — привычное дело.

— Это из проекта «Класс Мира». Скажите: при каких обстоятельствах вы написали свою новеллу? — спросили на том конце провода.

Организаторов конкурса поразили ясность суждений мальчика и смелые критические высказывания. И хотя Астамир по состоянию здоровья не может заниматься спортом, он невероятно точно вошел в образы своих героев, поэтому поверить, что автор никогда сам не гонял мяч, было сложно.

Астамира пригласили в Сочи, где собрались 10 победителей со всей России. Они должны были подготовить спектакль из своих пьес, написанных там же, в Сочи. Орловский школьник написал пьесу «Схватка» о хоккейном матче. Произведения ребят немного корректировали профессиональные драматурги, но основная работа оставалась за детьми.

Коллективный спектакль поставили на сцене московского театрального центра «На Страстном». Играли известные актеры театра и кино. Здесь Астамир познакомился с актером Андреем Мерзликиным, который в его пьесе играл одного известного спортсмена. Зрители тепло приняли спектакль и его авторов.

Перед новогодними праздниками в семье Грабарей случилась неприятность: сломался телевизор. Звук есть, а изображение исчезло. Астамир расстроился. Теперь не насладишься интересным матчем, не посмотришь любимые документальные передачи. Мама успокаивала, мол, немного потерпим, а там как-нибудь в кредит купим новый. Конечно, придется затянуть пояса потуже, но что поделаешь.

Об этом узнал Андрей Мерзликин и решил сделать орловскому «драматургу» новогодний сюрприз. Доставить подарок попросил своего друга, который живет в Орле.

И вот однажды в дом Грабарей приехал молодой человек. Сначала он внёс четыре увесистые пакета с фруктами и прочими вкусностями, потом — огромный плазменный телевизор. Астамир и его мама оторопели. Сюрприз получился по-настоящему неожиданным.

— Давно я не видела сына таким счастливым, как в тот день, — вспоминает Наталья. — Но в то же время мы были смущены, всё-таки вещь дорогая, нам бы такой телевизор никогда не купить.

Астамир позвонил Мерзликину, поблагодарил, добавив, что испытывает неловкость, так как не привык получать такие шикарные подарки. На что Андрей рассмеялся и ответил искренне и просто: «Человеку с такой широкой душой нельзя смотреть такой маленький телевизор».

С тех пор Астамир говорит, что все футбольные матчи он смотрит, как будто сам сидит на трибуне среди болельщиков.

Кроме спорта у мальчика ещё одно пристрастие — история. Девятиклассник Грабарь выходит за рамки дистанционных уроков, изучая события и персонажей не только по школьной программе.

Особенно привлекает период правления Екатерины II, когда исторические события развивались порой вне всякой логики. Парню интересен и период домонгольской Руси, о котором до наших дней дошло очень мало фактов. Одно из любопытных предположений — до нашествия монголо-татар на Руси была поголовная грамотность, почти все умели читать и писать.

Астамир учится в основном по системе дистанционного образования. В дневнике — пятёрки и четвёрки. Компьютерной техникой его обеспечили в соответствии с областной программой, которая позволяет детям с ограниченными физическими возможностями посещать уроки по скайпу.

— Мне нравится, это очень удобно, — говорит Астамир. — Но, конечно, приходится готовиться серьёзно, ведь заранее знаешь, что к доске вызовут именно тебя!

Когда я спросила парня о его заветной мечте, он долго не раздумывал, в своей обычной манере ответил быстро и конкретно:

— Хочу, чтобы в нашей стране были сняты все проблемы, связанные со спортом и, конечно, чтобы развивался массовый спорт.

Услышав ответ сына, мама Наталья не смолчала:

— Опять про спорт? Ты бы лучше мечтал быть здоровым!

— Я здоров, мама! — по-мужски твердо парировал сын.

Так ответить мог только по-настоящему сильный волевой человек. Астамир недавно вернулся из Санкт-Петербурга, где перенёс очередную сложную операцию. Боль ещё мучает его, но парень держится.

— Хочешь нормально жить — терпи боль, — убеждён парень. — Через усилия, через муки, но терпи. Надо научиться терпеть и радоваться жизни. У меня другого выбора нет.

Скоро Астамир (дай Бог, чтобы ничего не помешало) уезжает на зимние Паралимпийские игры в Сочи. Мы договорились, что после возвращения он поделится своими впечатлениями с читателями «Орловской правды».

Оксана Чернякова, социальный педагог областного центра дистанционного образования детей-инвалидов:

— Очень интересный парень, с ним можно поговорить на любые темы, у него всегда есть своё мнение, и он умеет аргументированно его отстаивать. Я преклоняюсь перед его мамой Натальей Евгеньевной. Несмотря на все трудности, и мама, и сын умеют радоваться жизни. Живут небогато, но никогда не жалуются. Эти люди вызывают восхищение.

Ирина Почиталина

Источник: Пресса

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ