Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Не надо жалости. Педагог-инвалид из Смоленска о преодолении стереотипов

Наталья Донская работает педагогом в реабилитационном центре для детей-инвалидов «Вишенки», старается найти общий язык с мальчишками и девчонками с ограниченными возможностями здоровья и разобраться в том, как улучшить их жизнь. При этом сама Наталья – инвалид второй группы и не понаслышке знает, как непросто таким людям чего-то добиться в современном обществе.

Перешагнуть черту

- Наталья, насколько сложно работать с людьми с ограниченными возможностями здоровья?

- Как педагогу вначале мне было непросто с такими детьми. До начала работы я с ними почти не общалась, только видела со стороны. С одной стороны, мне было интересно с ними, но с другой - я боялась сделать им больно, не физически, конечно, а морально, как-то задеть словом.

Когда ты сам инвалид, войти в контакт с такими детьми проще, ты понимаешь те ограничения, которые существуют в обществе, и вместе с ними учишься преодолевать то, что когда-то было сложно тебе.

Инвалидам всегда сложно находить друзей, мало кто хочет с ними дружить. А на самом деле они очень хотят общаться, просто этого многие не понимают, заостряя внимание лишь на внешнем виде, который может отличать их от других людей.

- С чем связано отстраненное отношение к инвалидам в Смоленске, да и в России в целом, почему возникает этот барьер?

- Мне кажется, это стереотипы, которые закладываются в подростковом возрасте. Кто-то один из компании испугался и отверг ребенка, который по каким-то признакам отличается от всех, все остальные, повинуясь стадному инстинкту, тоже начинают его отвергать. При этом дети-инвалиды, как и все другие дети, очень хотят дружить. Им не нужна жалость, они ее не принимают, но им очень нужна помощь. Помогите им где-то на сложном участке дороге прокатить коляску, откройте дверь - они будут очень благодарны. Этих детей нужно раскрепостить, а помогать им совершенно не сложно. Не нужно ставить никому рамки, инвалид не должен всю жизнь сидеть дома взаперти.

Страх поколений

- Как преодолеть в обществе страх перед инвалидами? Какие советы ты могла бы дать родителям для воспитания детей?

- Когда человек сталкивается с чем-то неизведанным или непонятным ему, то часто у него возникает страх, это нормально. Я много раз наблюдала, как маленькие дети впервые сталкиваются с инвалидами: они либо таращатся на них, либо обходят стороной. Мне кажется, главная проблема нашего общества – недостаточная просвещенность в этом вопросе. Детям в школе на специальных уроках должны объяснять, что все люди одинаковые, просто у кого-то темные волосы, а у кого-то светлые, кто-то может ходить на своих ногах, а кто-то передвигается в инвалидном кресле.

Многие мамы также не могут объяснить эти простые истины своим детям, поэтому с детства у них формируются стереотипы в отношении инвалидов, которые в итоге перерастают в отторжение или равнодушие.

- А что делать родителям детей-инвалидов?

- Главное – с детства учить, что все люди одинаковые. Конечно, каждый родитель любит своего ребенка и старается максимально его защитить, уберечь от негатива со стороны окружающих, при этом закрывая от внешнего мира. Но делать этого ни в коем случае нельзя, ребенок должен находиться в социуме. Конечно, проблемы и конфликтные ситуации неизбежны, но ребенок должен пройти свой путь, обрести друзей и врагов, пережить обиды, только тогда он сможет стать полноценной личностью.

Дети и власть

- Что делается для детей с ограниченными возможностями здоровья в Смоленске, хватает ли этого?

- Сейчас делается гораздо больше, чем раньше, но проблема того, что многие слова так и остаются словами, никуда не делась. Отлично, когда для особенных детей создаются такие центры, как «Вишенки», но раньше о нем было мало информации. Я сама не знала о его существовании и о том, что могу туда обратиться, пока не начала проходить там практику на первом курсе университета. Сейчас ситуация улучшилась, «Вишенки» стали гораздо более известны, но таких центров нужно значительно больше.

Большая проблема для детей-инвалидов в Смоленске – это транспорт и дороги. Даже для меня подножки в автобусах и трамваях слишком высоки, а для колясочников они просто непреодолимы. Я ни разу не виделся, чтобы кто-то из колясочников реально пользовался нашим низкопольным транспортом, до которого еще нужно преодолеть бордюр и две полосы для движения автомобилей. В идеале транспорт должен останавливаться на специальной платформе, как в метро, чтобы в него легко было попасть. Разбитые дороги очень затрудняют простую прогулку многих детей с ограниченными возможностями.

Отдельно стоит поговорить о пандусах. В последнее время их делают много, но в большинстве своем они абсолютно непригодны для использования, у них либо слишком большой угол наклона, либо зачастую крайне скользкая поверхность.

Отличная задумка - социальное такси для инвалидов, но пока его слишком мало.

- Почему в Смоленске и во всей России пока так и не удалось создать ту самую безбарьерную среду? Обеспечить свободное передвижение, работу и образование для инвалидов?

- Мне кажется, все идет от власти, на развитие общества нужно выделять больше средств, а с нынешними темпами мы еще долго будем двигаться в желаемом направлении. У нас большая часть денег тратится на огромные и дорогие проекты, зрелища, но это ничем не поможет детям-инвалидам.

Глаз общества

- Насколько хорошо проблемы инвалидов освещаются в СМИ?

- Сейчас инвалидов часто показывают по ТВ, про них пишут в газетах, но журналисты всегда показывают только хорошее, показывают тех, кто смог справиться с жизненными сложностями. Нужно чаще показывать детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, это может помочь и привлечь добрых людей, которые неравнодушны к проблемам инвалидов, да и просто еще раз обратить внимание общества на все существующие проблемы.

- Можно ли сейчас инвалидам в Смоленске развиваться за счет занятий спортом?

- Лично я таких спортсменов не знаю, я знаю талантливых людей, которые проявляют себя в искусстве, компьютерных технологиях. Насколько мне известно, таких во всей нашей стране единицы. Спорт – это, конечно, хорошо, но для этого нужны не только силы, но и большие деньги, которых у инвалидов чаще всего просто нет.

Маленькие большие успехи

- В чем заключается твоя работа с детьми с ограниченными возможностями?

- Я занимаюсь с детишками разного возраста, провожу коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие мелкой моторики, внимания, мышления или памяти.

У меня есть забавная игра, которая называется «Кто что ест». На прищепках нарисованы мордочки животных, а на кругах - еда, которую мог бы съесть каждый из зверей. Многим детям физически сложно прикрепить прищепку к кругу, они пробуют повторить это действие только после того, как им показываешь. Кроме этого, мы нанизываем бусинки на толстую проволоку или шнурок, рассортировываем разноцветные бусинки.

Для наших детей уже огромное достижение, когда им удается просто отрезать бумажку ровно по линии, это не часто случается. Такие успехи мы стараемся поддерживать на уровне. Обычно дети поступают к нам на один учебный год, но очень приятно, когда родители, видя положительные результаты, снова возвращают их к нам, чтобы постараться закрепить пусть маленький, но успех.

Досье

Наталья Донская родилась в Смоленске 17 июня 1989 года. Окончила психологический факультет Смоленского гуманитарного университета, с 2012 года работает в реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями и инвалидов молодого возраста «Вишенки» в отделении социально-трудовой реабилитации.

Михаил Ефимкин