Архив:

Парализованные заключенные идут в атаку на ФСИН

На днях из Москвы по этапу отправили парализованного заключенного Владимира Топехина. В путь-дорогу арестант, «прославившийся» своими злоключениями на всю страну, пустился на... одеяле.

Тем же способом, по всей видимости, отправится по этапу в ближайшие дни парализованная девушка, о которой так же писал «МК», - Анна Климовски. А еще готовятся к этапу две арестантки, у которых вот-вот может начаться гангрена: одной срочно нужно ампутировать руку, другой - удалить ребро с гнойной раной. Доберутся ли они до пункта назначения? Как вообще должны эпатировать тяжелобольные? Что за жизнь их там ждет? Все это выяснил «МК».

Владимира Топехина из «Бутырки» отправили по этапу в минувшую субботу. Прибыл он в СИЗО Костромы, а куда поедет оттуда - пока не известно.

-Привезли Топехину два медработника (они переодевали памперсы и обезболивающие кололи) и два конвоира, - рассказывает правозащитник Анна Каретникова. - Ругались всю дорогу, что вынуждены парализованного таскать на одеяле. Ничего другого (носилок, каталки и пр.) у них не было. Костромские сотрудники ФСИН слегка в шоке. Они признаются, что ничего подобного раньше не видели. Ситуация дичайшая и абсурдная. Вообще в мире такое бывает — «ехать» отбывать наказание на одеяле? Этот вопрос мы задали сотрудникам ФСИН, но ответа на него так и не получили. Зато нас официально заверили, что во время этапирования парализованных осужденных из СИЗО к месту отбывания наказаний их всегда сопровождает медицинский работник.

-А в исправительных колониях таких осужденных помещают в стационары медицинской части, либо в больницы, где им оказывается необходимая медицинская помощь, - сообщили во ФСИН.- Уход за больными осуществляет персонал медицинского учреждения.

Стоит ли надеяться, что Топехин будет отбывать наказание в больнице? Очень сомневаюсь. В том числе потому, что знаю не об одном парализованном, кому такое счастье перепало. Наказание они отбывают в самых обычных колониях, причем, по несколько лет не могут видеть близких: тюремщики не выносят их в комнату для свиданий.

И кстати, в штатном расписании медчастей СИЗО и колоний санитарок не предусмотрено в принципе. Потому за тяжелобольными ухаживают исключительно сокамерники. Так произошло и в случае с парализованной Анной Климовски, о которой «МК» уже рассказывал. Но как она будет жить в колонии? Там ведь осужденные - женщины работают с утра до вечера, то есть за Анной некому будет ухаживать в течении дня. А ведь приговорили ее к лишению свободы, но уж никак не к пыткам. В том же СИЗО№ 6 в списке готовящихся к этапу тяжелобольная девушка. У нее за грудиной гнойное воспаление, требуется срочно удалять ребро. Но в тюремной больнице операцию делать не стали, потому как у нее был очень низкий иммунный статус (последняя стадия СПИД). Статус в итоге подняли, но ребро почему-то так и не удалили. Прогнозы медиков, увы, печальные.

Специальных тюрьм для инвалидов во всем мире мало, но во многих странах при колониях создают отдельные отряды для таких заключенных. Они похожи на отделения больницы и за инвалидами присматривает медперсонал. У нас такого нет и близко. Однако не исключено, что ситуация вскоре измениться. Для этого есть отличный повод: Европейский суд по правам человека недавно присудил России выплатить ущерб в 16 тысяч долларов парализованному осужденному Александру Семихвостову. Кстати, за решетку он попал, как и Топехин, на своих двоих. Уверяет, что парализовало его после избиения. В мордовской колонии за ним ухаживали заключенные. Но не бесплатно: в туалет, к примеру, носили за сигарет. ЕСПЧ согласился, что арестант находился в пыточных условиях. История Семихвостова может стать примером для других парализованных и тяжелобольных заключенных. С исками к России в ЕСПЧ теперь могут обратиться больше 20 тысяч инвалидов, находящиеся за решеткой. В числе первых, вероятно, будет Владимир Топехин.

Ева Меркачева

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ