Архив:

Любовь по необходимости, Или как живется инвалидам заграницей, и как у нас

Еще в конце 60-х годов в США стыдливо замалчивали проблемы инвалидов, пока Джон Кеннеди не заявил публично о том, что в их семье есть человек с синдромом Дауна. После этого жизнь инвалидов в Америке стала меняться. У нас перемены в общественной жизни инвалидов наступают только сейчас. Поспособствовала Олимпиада и Паралимпиада. Сочи стал первым городом в стране где была создана хоть какая-то безбарьерная среда. Ведь долгие годы, со времен СССР в стране действовала сталинская политика «инвалидов у нас нет, тот кто болен, пусть сидит дома».

Когда моя дочь вернулась из Европы, ее первое впечатление было: «Мама, у них там неимоверное количество инвалидов!» В европейских странах, как говорят многие туристы, когда приезжаешь, первый вопрос, неизменно слетающий у всех с уст: «откуда здесь столько инвалидов?».

На самом деле их не больше, чем у нас, просто они не сидят дома а являются активными членами общества: также ходят, то есть ездят на работу, ходят за покупками в магазин (для этого у них есть специальные коляски) и занимаются спортом. Почему у нас не так? Посмотрите на подъезд собственного дома, а потом представьте, что вы инвалид и пройдите привычной дорогой до остановки или магазина…  Моя знакомая сурдопереводчик, обучающая глухонемых людей в нашем центре для слабослышащих, не раз жаловалась на то, как трудно нашим инвалидам найти работу. Их неохотно берут в силу дефекта здоровья, а ведь они такие обязательные и исполнительные.

Что касается людей с синдромом Дауна, то, к примеру, в Европе  законами подтверждено их право самим вести свои дела и жить нормальной жизнью вместе со всеми. У нас это отдельная тема. С 90-х годов от таких детей отказывались в 98%, по сведениям Фонда «Даунсайт Ап», приведенные АИФ.ru. В 2013 году по Москве это уже 50 %  отказов, по России пока 85%. В некоторых регионах цифра варьируется от 20% до 60%. И самое большое достижение – дети-дауны ходят в садики и школы. По сведениям Фонда «Дауннсайт Ап» в России пока единственный человек с синдромом Дауна – сорокалетняя Маша Нефедова, которая работает актрисов театра простодушных. Если посмотреть на заграничный опыт, то там много «даунов» работают  в сети «Макдональдс». В Голландии есть отель, где все служащие это люди с синдромом Дауна. У нас дети-дауны до самой смерти живут с родителями на пособие. Хотя еще в начале 20 века известный доктор-психолог Мария Монтессори разработадла уникадльную систему обучения и адаптации детей с проблемами психического развития, которые позволяют им полностью адаптироваться в обществе и жить как здоровые люди. Но вот парадокс, систему Монтессори у нас в России применяют только в элитных садах за большие деньги и для нормальных детей.

Жизнь инвалидов в Европе сейчас легче и достойнее, чем жизнь инвалидов в России. Почему? Вряд ли там больше денег, гуманнее законы или добрее люди. Только в 1960-1970-е годы в некоторых европейских странах был отменен закон о стерилизации инвалидов с нарушениями психического развития.  Во многом такое положение - результат борьбы негосударственных родительских обществ и самих инвалидов за свои права.

И хотя у нас моветоном стало хвалить заграницу, в Европе и Америке инвалидов не считают людьми второго сорта. Там сделано все, чтобы человек с ограниченными физическими возможностями здоровья не чувствовал себя ущемленным: мог самостоятельно выходить из дома, делать покупки, гулять и дышать свежим воздухом, даже заниматься спортом - все продумано до мелочей. Всюду пандусы, будь то жилой дом, супермаркет или любое другое учреждение. У тротуаров бордюр чисто символической величины, чтобы удобно можно было съехать на коляске. Не найти ни одного многоквартирного дома без лифта, в который не помещалась бы коляска. А если лифта нет в силу малоэтажности, то помимо лестницы предусмотрен пандус для коляски. В тех общественных местах, где двери открываются вручную, рядом непременно есть еще одна с кнопкой, как у дверного звонка, но на расстоянии вытянутой руки для сидящего человека.

Есть специальные магазины и мода для инвалидов. Кстати расходы на одежду и обувь компенсируются. В примерочных обычных магазинов одежды, всегда есть специальная кабинка  со знаком, куда свободно может въехать инвалидная коляска. Но больше всего поражают парковки. Как бы ни были заполнены парковочные места у супермаркетов или у общественных заведений, у входа целый ряд свободных машиномест, куда никто из «здоровых» даже не подумает поставить свое авто и не потому что за это получить огромный штраф, а потому, что там отношение другое.

Говоря об отношении к инвалидам, хочется отметить, что не только государство обеспечивает инвалидов удобствами, но и здоровые люди соблюдают правила, которые предусмотрены для облегчения жизни людям с ограниченными возможностями здоровья. У нас же я нередко наблюдаю, как крепкие мужчины и здоровые женщины используют инвалидные лифты и прочие удобства, засоряют пищевыми отходами подвесные подъемники у магазинов и в переходах. Однако радует, что теперь и у нас, в Сочи в аэропорту человеку с ограниченными возможностями здоровья служащие помогут доехать до регистрационной стойки, пройти процедуру оформления, сдать багаж и попасть в салон самолета. Появились лифты и на железнодорожных вокзалах и электрички «Ласточки» способны взять на борт колясочника почти без усилий – там есть приспособление. Однако после Паралимпиады «Ласточки» «улетят» в Санкт-Петербург и Омск и наши инвалиды снова вряд ли будут перемещаться электричками.

Мы можем бить себя в грудь, заявляя, что в Сочи к Паралимпиаде подготовлено свыше 1800 объектов, но если пройти по этим объектам, то не нужно быть экспертом, чтобы понять насколько во многих случаях «безбарьерная среда» создана наспех и формально. Бордюры у нас непросто высокие для колясок, они супер высокие и для пожилых людей – 17-20 см часто «препятствие» и для детских колясок.

Можно также заметить, как люди, спотыкаясь о тактильную плитку, или обходя  неудобные пандусы, часто ругаются, не понимая, что для кого-то неудобство их каблуков - это единственная возможность выйти «в свет». Грустно становится, когда подумаешь, по какой причине на улицах наших городов не видно инвалидов даже перед Паралимпиадой. Наверное, настоящая «безбарьерная среда» начинается не с желтых наклеек, а с сознания, или как говорят, с головы.

c77f421b7a8a758efdc0b128d487b9e8.jpg

3e76bc757417ef9c14ffc6f400f8845f.jpg

482030ce916b3d6dfb31299d15208441.jpg

Ирина Дружинина

Источник: Сочи Експресс

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ