Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Экзамен наощупь

Несмотря на то, что для детей с ограниченными возможностями здоровья законодательством предусмотрено право выбора: сдавать экзамен в традиционной форме или ЕГЭ, все чаще выпускники, имеющие инвалидность по зрению, отдают предпочтение тестированию. Немудрено, ведь ЕГЭ существенно упрощает процедуру поступления в вузы, а это для них означает шанс пробиться в жизни. 

Но, несмотря на то, что незрячие далеко не первый год сдают выпускные экзамены в форме тестирования, многие вопросы, касающиеся подготовки и самой процедуры до сих пор не сняты.

В московской коррекционной общеобразовательной школе-интернате для слепых № 1 подготовка к ЕГЭ уже в самом разгаре. Около половины выпускников школы в этом году будут сдавать выпускные экзамены в форме тестирования.

На первый взгляд здесь все как в обычной школе. За партами сидят по двое, по сигналу учителя дети встают из-за парт, приветствуя гостей, и тут же вновь принимаются за работу. Перед ними нечто вроде учебников, но ни привычных строк, ни картинок в них нет, лишь едва различимые неровности на белоснежных страницах (азбука Брайля). И сам процесс чтения проходит несколько непривычно: ребята сначала внимательно проводят пальцами по строчке, и только потом воспроизводят "прочитанное" вслух. И так, переходя с одного листа на другой, они вникают в суть задания. На этот раз им предстоит назвать все художественные средства, использованные во фрагменте текста. С этим заданием они довольно быстро справляются, сразу переходя к следующему.

При правильном подходе никаких проблем с обучением незрячих, в общем, нет, говорят педагоги. Здесь все как в любой самой обычной школе: есть способные дети, есть не очень, у каждого склонности к какой-то определенной группе предметов. Однако, несмотря на то, что во взрослую жизнь ребята выходят с неплохим багажом, у них возникает целый ряд проблем со сдачей госэкзамена. Обсудить их и найти пути решения за круглым столом собрались представители Госдумы, Рособрнадзора, педагоги и выпускники.

"Ученики с ограниченными возможностями здоровья имеют право выбора: сдавать выпускные экзамены в традиционной форме или в форме ЕГЭ. Но статистика говорит о том, что с каждым годом ребят, которые выбирают тестирование, становится все больше. В прошлом году было 15 регионов, где экзамен проходил в форме тестирования с использованием шрифта Брайля. На этот год мы получили заявки уже от 30 субъектов РФ", — отметил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Чиновники серьезно работают над созданием условий для инвалидов по зрению в пунктах проведения ЕГЭ. "Для детей с ограниченными возможностями здоровья на полтора часа увеличено время для сдачи экзамена. Не всегда ребята используют это время, многие завершают работу раньше, но такая возможность есть. Для слабовидящих участников тестирования мы копируем экзаменационные материалы в увеличенном размере. В аудиториях для проведения экзамена предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение", — подчеркнул глава Рособрнадзора.

Также, по его словам, сегодня обсуждается возможность организации условий для обучения ребят с инвалидностью в вузах, чтобы и по окончании общеобразовательных учреждений они могли получать знания в нормальных условиях. "Это непростая задача. В тех лицензионных требованиях, которые предъявляются к высшим учебным заведениям, есть и требование по созданию таких условий. Постепенно эта задача тоже будет решаться, чтобы ребята чувствовали себя комфортно и имели равные возможности со своими сверстниками", — отметил чиновник.

Однако продумать удалось далеко не все. "Мы всегда настаивали на том, чтобы у выпускников всегда был выбор, в каком формате сдавать выпускные экзамены. Парадокс заключается в том, что ребята с нарушением зрения оказываются не совсем в равном положении именно тогда, когда они хотят выбрать ЕГЭ. На протяжении пяти лет мы возвращаемся к теме издания специальных пособий для подготовки к сдаче ЕГЭ. Насколько я понимаю, только в следующем году предполагается издание тренировочных материалов, чтобы дети с нарушением зрения могли на равных с другими ребятами готовиться к сдаче госэкзамена", — отметил депутат Госдумы, вице-президент Всероссийского общества слепых Олег Смолин.

Парламентарий признал, что в последнее время ребята, действительно, преимущественно выбирают ЕГЭ, поскольку это существенно облегчает поступления в вузы. При этом он напомнил, насколько тяжело им это дается. "Если мы хотим, чтобы к нам относились как к равным, мы должны быть выше среднего уровня".

К диалогу активно подключились педагоги, на себе ощутившие все трудности, с которыми сталкиваются незрячие дети. От учителя русского языка и литературы Татьяны Моревой в адрес Рособрнадзора прозвучала просьба своевременно обеспечивать детей материалами для подготовки к тестированию. "Нам нужно большее количество экземпляров. Кроме того, они, к сожалению, недолговечны", — посетовала педагог. При этом она предложила сэкономить на прилагающихся к тренировочным материалам инструкциях о том, как рассчитываются баллы. "Их достаточно было бы одного-двух на школу, а вот тренировочных материалов нам нужно хотя бы на два класса", — сказала она.

К ее просьбе присоединилась учитель математики Вера Малышева. Она также добавила, что неплохо было бы, если бы варианты для выпускного экзамена в традиционной форме также приходили "на Брайле". В противном случае, по словам педагога, совершенно не ясно, что делать, если в вариантах есть графики и геометрические чертежи.

В ответ Сергей Кравцов пообещал педагогам разобраться с этими вопросами, увеличить количество экзаменационных материалов, а также обсудить с типографией вопрос о том, чтобы материалы для экзамена в традиционной форме также печатать шрифтом Брайля.

Учитель математики Галина Степанова попросила чиновников при подготовке экзаменационных материалов графики выполнять более высоким рельефом, чтобы ребятам было проще их воспринимать: где сплошные линии, где пунктирные. Также она обратила внимание на то, что не всегда типографии используют только те знаки, которые применяются в школьных учебниках по России. "Брайльская символика в учебниках и заданиях к ЕГЭ должна быть единой, чтобы не было случаев, когда ребята не могут прочесть задания и даже учителя порой затрудняются понять определенные знаки и символы", — заметила она.

Эту просьбу депутат Госдумы Олег Смолин обещал передать в совет незрячих работников интеллектуального труда при центральном управлении ФГОС, где периодически проходят дискуссии на этот счет.

Дальше слово взяли учителя языка. "В ЕГЭ по английскому есть раздел аудирования. В прошлом году пришел тренировочный вариант без диска, и мы не могли провести пробный ЕГЭ. Но это не главная проблема. Дело в том, что во время экзамена по закону мы не имеем права останавливать диск. Пауз в 20-40 секунд, которые даются на ознакомление с заданием, детям не хватает. Они физически не успевают прочитать брайлевский текст. Можно ли на законодательном уровне выделить дополнительное время?" — поинтересовалась педагог.

Кравцов на это ответил, что уже сейчас создана рабочая группа по совершенствованию экзаменационных материалов по всем предметам. "Я дам поручение создать подгруппу, привлечь специалистов, которые знают специфику, чтобы такие моменты могли учесть", — заверил он.

Стало быть, в этом году никаких изменений по аудированию не будет. "Получается, можно добавить к экзамену полтора часа, но зачем, если нет возможности увеличить паузы? Может, следовало бы просто внести изменения в инструкцию?" — обратился к главе Рособрнадзора директор школы Иван Вишнивецкий.

Чиновник в свою очередь пообещал проработать этот вопрос.

"Демоверсия ЕГЭ по истории-2014 в части "Б" содержит шесть заданий, которые требуют анализа изображения: карты, картинки. Такие же задания есть и в ЕГЭ по обществознанию. Как при проведении ЕГЭ будет учтено, что наши ученики не в состоянии выполнить этих заданий по определению?" — продолжали педагоги. По словам представителя Рособрнадзора, в вариантах для незрячих эти задания будут заменены на аналогичные по сложности.

Еще одна проблема, которую подняли сами выпускники —  право на внеконкурсное поступление в вузы. На сегодняшний день, как разъяснил Олег Смолин, действует десятипроцентная квота на поступление. "Формально здесь все в порядке, проблемы могут возникнуть только в том случае, когда на одну специальность в одном вузе претендуют сразу несколько инвалидов", — заметил он.

Но дело в том, что, по словам депутата, в индивидуальном плане реабилитации у инвалидов прописано, что обучаться они могут только в специально созданных условиях. Ссылаясь на отсутствие этих самых условий, незрячим зачастую в поступлении отказывают, предлагая выбрать другой факультет, другую специальность, где такие условия есть. Хотя, по сути, отказывать в приеме со ссылкой на отсутствие условий незаконно. Кравцов на этот счет заверил, что ведомство будет разбираться с каждым случаем неправомерного отказа.

Анна Семенец

Источник: ИА «Росбалт»