Архив:

«Так и живем!» Так повернуть водителей троллейбусов Калининграда лицом к инвалидам?

Недавно в редакцию «Нового Калининграда.Ru» обратилась одна из жительниц областного центра. Она рассказала, что водители новых зеленых троллейбусов отказываются опускать пандус для инвалидов. Изучить эту ситуацию ей пришлось на собственном печальном опыте. Как обстоят дела с якобы оборудованными спецсредствами новыми троллейбусами и каким образом можно добраться до центра, если ты инвалид.

Полоса препятствий

Мы встречаемся с девушкой-инвалидом в Центральном районе Калининграда. Ее сопровождает подруга Дарья Карповская. Ближайшая от нас остановка — на улице Комсомольской. Направляемся туда, по дороге начинаем беседовать с Дарьей, везущей инвалидную коляску. «У нас еще коляска облегченная, сделанная на заказ, а социальные так вообще неподъемные гробы на колесиках», — рассказывает Даша. «Да, действительно гробы», — улыбается её подруга.

Мы приближаемся к остановке. «Смотрите, вот это наша первая полоса препятствий», — говорит Даша, показывая на тротуар. Чтобы сесть в транспорт, нужно преодолеть глубокие выбоины в асфальте. На это у нас уходит около пяти минут. Справившись с первым испытанием, наконец добираемся до остановки. Там ждут своего транспорта несколько человек, некоторые искоса поглядывают на молодую девушку в коляске.

Из всего транспорта нас интересуют только оснащенные пандусами троллейбусы, которых в городе не так много, а потому иногда ждать их приходится довольно долго. Чтобы попусту не околачиваться на улице, девушки каждый раз перед выездом на прогулку звонят в диспетчерскую и уточняют, в какое время поедет нужный им троллейбус. На сей раз они звонят туда прямо с остановки.

«Сказали, что белорусский „кузнечик“ должен подъехать с минуты на минуту», — сообщает Даша. «Кузнечиками» в народе давно называют новые троллейбусы из Белоруссии — за их бодрый цвет. Первый, стоимостью 8,6 млн рублей, был запущен в марте 2011 года. Тогда чиновники утверждали, что транспортное средство, оснащенное откидным пандусом, позволяющим заезжать в салон на инвалидной коляске, заметно облегчит жизнь маломобильным группам населения. Также «кузнечик» может крениться в сторону выходов таким образом, чтобы облегчить заезд и выезд колясочников.

«Кузнечика» мы здесь не дождались — подъезжает другой, еще более новый троллейбус, который был куплен в Вологде за 7,7 млн рублей вместо прежних, белорусских. Первый такой был привезён в Калининград в октябре 2013 года.

Водитель припарковал свой транспорт довольно далеко от бордюра. Наклонив троллейбус, он ждет, пока Даша затащит коляску в салон. Колёса инвалидного кресла проваливаются в зазор между тротуаром и троллейбусом и застревают. Попытки заехать в салон с первого раза не увенчались успехом. Лишь на третий раз Даша, морщась, рывком все же закатывает коляску. Помочь вызвался лишь один мужчина лет пятидесяти.

Оказавшись в салоне и припарковав кресло на месте для инвалидов, Даша пытается пристегнуть подругу ремнем безопасности. Но безуспешно: ремень слишком короткий. «Все для инвалидов, все для людей», — себе под нос шепчет девушка.

Подхожу к водителю и спрашиваю, по какой причине он не прижался к бордюру и не опустил пандус. «А я что — ее видел? Глядите, сколько народу», — отвечает тот. Оборачиваюсь, на остановке — два человека. «И вообще, разве пандус тут есть?» — интересуется водитель специально оборудованного для инвалидов троллейбуса.

Подъезжаем к Театральной — нам здесь выходить. Теперь водитель уже пытается как можно ближе подъехать к бордюру. Несмотря на старания, припарковаться вплотную у него вновь не выходит. Тем не менее, на сей раз шофер из любопытства выходит к нам на площадку, чтобы проверить, действительно ли в транспорте есть пандус.

«Этот, что ли? Ну давайте попробуем», — говорит он нам. Взяв отвертку, мужчина пытается открыть пандус — однако сначала ему приходится вычистить забившуюся в отверстия грязь. По ее количеству становится ясно, что устройство для инвалидов, скорее всего, не использовалось с момента запуска троллейбуса на линию. Пассажиры с интересом наблюдают за действиями водителя.

«Тут же пилочкой для ногтей можно было бы открыть», — говорит кто-то из них. Мужчина поддернул пандус инструментом, и наконец раздался щелчок. Вся процедура заняла около трёх минут. Даша осторожно выкатывает коляску со своей подругой. Шофер же еще несколько минут сражается с пандусом — на сей раз чтобы понять, как теперь закрыть то, что с таким трудом было открыто. «Понаделают», — ворчит он.

Выхода нет

От остановки до перекрестка Гвардейского проспекта с Театральной мы двигаемся по ровно уложенной плитке. На подъезде к светофору возникает еще одна проблема — чтобы проследовать дальше по Гвардейскому проспекту в сторону площади Победы, нужно преодолеть высокий бордюр. Даша, наклонив коляску на себя, насколько это возможно, выталкивает ее на проезжую часть. В этот момент зеленый сигнал светофора начинает мигать, и Даша едва успевает заехать на тротуар до того, как начинают движение машины.

Дальше наш путь без препятствий лежит по ровной дороге в сторону площади Победы. «А хотите одну штуку занимательную посмотреть?» — спрашивает нас девушка, и мы направляемся к ТРЦ «Европа».

Подъехав к крутящейся двери со стороны площади Победы, девушка-инвалид нажимает на специальную синюю кнопку для маломобильных групп населения. Движение двери начинает замедляться, и мы без происшествий оказываемся внутри торгового центра. «А теперь — самая интересная вещь: кнопки, чтобы отсюда выехать, нет! Вуаля, вот вам торговый центр современной постройки», — делится с нами Даша.

В управляющей компании ТРЦ «Европа» корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» заявили, что готовы проверить эту информацию. Но ещё до проверки представитель управляющей компании заверил, что требования по обеспечению доступа инвалидов в здание, предписанные законом, соблюдаются.

Выехав из «Европы», по прежнему маршруту мы возвращаемся к остановке. Проблем с передвижением не возникает, пока мы оказываемся на Театральной и её кочках и выбоинах. Чтобы добраться до остановки, Даше приходится змейкой объезжать каждую ямку. «Ведь так можно и коляску сломать», — переживает она.

На остановке нам не приходится долго ждать. На этот раз подъезжает белорусский «кузнечик», управляемый женщиной. Я забегаю в троллейбус и прошу опустить пандус.

Узнав, что заезда в салон ожидает инвалид, женщина-водитель объясняет, что открывать пандус очень долго, и предлагает накренить троллейбус.

«Посмотрите, как это долго. Тут же болты», — убеждает нас она, однако все-таки берет в руки отвертку. Недолго поковыряв закрученный болт инструментом, разводит руками. По её словам, инструктаж по использованию пандусов проходили все водители. «Ну вот видите, как научили», — оправдывает себя она.

Ничего не остается делать, как заносить коляску самостоятельно. Мы доезжаем до остановки на улице Чекистов. Выбираться нам приходится самим. Водитель накреняет автобус. Увидев в зеркало заднего вида, что Даша безуспешно мучается уже несколько минут, женщина выбегает к нам на помощь. Теперь нам предстоит долгая дорога домой. «Вот так и живем!» - смеётся девушка-колясочница.

По словам директора муниципального казенного предприятия «Калининград-ГорТранс» Анатолия Мухомора, о подобных проблемах он ничего не знает. Мухомор также отмечает, что все водители были проинструктированы об использовании пандусов. Если водитель не опустил пандус в первый раз, ему будет выписано замечание. Если же и в последующие разы этот работник будет замечен в подобных нарушениях, то его лишат премии.

«Вот честно, если будет хоть один такой случай, пожалуйста, сообщайте. Этот водитель будет жестко наказан. Я сейчас за курение в салоне лишаю премий. Если пойман первый раз — 50%, второй — 100%. А это порядка 12 тысяч», — говорит Мухомор.

Директор «ГорТранса» также отмечает, что в троллейбусе есть специальная информационная доска, где указаны фамилия водителя и телефоны для обращений. Тут же набираете, говорите, и сразу все будет пресечено», — обещает он. Но чтобы прочитать эту полезную информацию и воспользоваться ей, инвалиду нужно сначала попасть в троллебус. А с этим сегодня в Калининграде, как выяснили мы с Дашей и её подругой, большие проблемы.

dc32f7b4a68b4d7fcf41352f8ce7f8e6.jpg

c787b1d9a5acafd5096a4c85379ed071.jpg

dd86a3df1aaefc926a342d06deca146f.jpg

c60d57a08f4d52384a57455470d152f7.jpg

209d26169e61d5340945f18df7809089.jpg

8a48727c1f04955b1b8ccff7d0a5328c.jpg

5fce7de5a23f94553583446f975df02d.jpg

df5e8516a1e58bd6f61a6236392eeea3.jpg

c3cdb0ed4462c19fdd00b5eed3b10713.jpg

d72c3906defdc18c970ec8daeaadc593.jpg

056ef1aef72358dd0e0128010fccc6ba.jpg

Анастасия Лукина

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ