Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Будут услышаны. Как работает видеотелефонная служба для глухих и слабослышащих

В январе этого года в Липецке начала действовать видеотелефонная диспетчерская служба для глухих и слабослышащих людей. Пока это первые шаги большого проекта, который охватит всю область. По официальным данным, в регионе проживает 734 глухих и слабослышащих липчан. По неофициальным — более 2,5 тыс. человек нуждаются в помощи сурдопереводчика.

– В связи с ограниченными возможностями глухих людей они не могут связаться по телефону с необходимыми службами. Возник вопрос, как в случае какого-то происшествия им получить необходимую помощь. Для этого была создана видеотелефонная диспетчерская служба. Они нам могут прислать СМС. Связаться с диспетчером по скайпу, электронной почте, — рассказал «Русской планете» председатель липецкого регионального отделения всероссийского общества глухих Максим Барсуков.

Максим слышит, но очень плохо. Со мной общается, лишь иногда прибегая к помощи переводчика, когда задаю слишком длинный вопрос. Говорит, что по телефону уже не смог бы услышать собеседника. Поэтому главной задачей самого молодого председателя регионального отделения ВОГ стало создание видеотелефонной службы. Подобная служба, рассказывает Барсуков, уже существует в Москве и Челябинске. Липецк достаточно крупный город, чтобы запустить такой проект.

Когда тамбовчанину Барсукову предложили возглавить региональное отделение всероссийского общества глухих в соседней области, согласился без колебаний. Правда, сейчас приходится жить на два города: с понедельника по пятницу в Липецке, выходные проводит в Тамбове с друзьями и родными. Говорит, что в дотационной Тамбовской области такой проект было бы сложнее реализовать. В Липецке видеотелефонную службу для глухих помог создать грант, полученный от регионального управления внутренней политики. На эти деньги общество закупило необходимую аппаратуру и оборудовало место для диспетчера-переводчика.

Наталья Корноухова — единственный диспетчер-переводчик в этой службе. Для девушки работа с глухими людьми не в новинку. В общество глухих пришла работать организатором мероприятий. Изучила язык жестов.

– Пока звонков поступает мало, поэтому работа кажется совсем нетрудной. К тому же приятно оказывать реальную помощь людям. Кому-то нужно записаться к юристу, кто-то хочет вызвать на дом телемастера. Обращения поступают самые разные. Чаще всего приходят эсэмэски, — объясняет Корноухова.

Пока мы разговариваем, раздается сигнал скайпа. Звонит пенсионерка Лариса Алехина. С помощью жестового языка объясняет проблему: ей из налоговой прислали слишком большой счет. Женщина прикладывает письмо к экрану монитора. Наталья, тихонько проговаривая слова, отвечает жестами, что проблема понятна.

– Я уже и дома иногда начинаю с родными и соседями жестами общаться. Муж говорит: «Я не понимаю, что ты мне показываешь». А я себя ловлю на том, что руками говорю ему, мол, иди домой. Это так удобно, не надо с балкона на всю улицу кричать, — смеется Наталья.

В течение пяти минут она перезванивает  в налоговую инспекцию. Там поясняют: раз пенсионерка инвалид по слуху, то имеет право на льготы по налогообложению. Ей необходимо представить справки. Инспектор налоговой обещает, что сделают перерасчет. Наталья тут же перезванивает пенсионерке и объясняет, какие документы необходимо принести в налоговую.

На экране пенсионерка прижимает кулак сначала с груди, потом ко лбу. Без перевода понимаю, что этот жест означает «спасибо».

– Чаще всего за помощью обращаются пожилые люди. У них много вопросов, связанных с налоговой инспекцией и наследственными делами. Но вот как-то был звонок по скайпу от молодого человека. Он просил помочь составить письмо в администрацию города, чтобы его дочь устроили в детский сад, — рассказывает о своих подопечных Наталья.

Говорит, со всеми региональными службами достигнута договоренность, что от общества глухих к ним можно обращаться по любым вопросам. С УГИБДД РФ по Липецкой области и УМВД региона подписано соглашение, что в эти службы диспетчер общества может позвонить в любое время суток.

И хотя рабочий день Натальи с 9:00 до 18:00, СМС на мобильный может прийти в любое время.

Через скайп, с  помощью СМС-сообщения или электронной почты липчане, имеющие проблемы со слухом, получают информацию о социальной поддержке и положенных им льготах. При помощи диспетчера они могут вызвать врача на дом, записаться на прием к необходимому специалисту и даже передать срочное сообщение родственникам. Правда, пока в журнале учета обращений исписано всего несколько страниц.

– В Липецкой области еще мало кто знает про нашу службу. Но мы ведем пропаганду, — поясняет Максим Барсуков. — На информационных досках у нас в обществе размещаем объявления, в интернете, рассказываем о себе через СМИ. Вообще, необходимо, чтобы у каждого инвалида был наш номер телефона, чтобы в любой экстренной ситуации глухой или слабослышащий человек мог написать СМС и получить помощь. Мы планируем открыть собственный реабилитационный центр. Уже подыскиваем здание. Мне хочется, чтобы жизнь глухих людей стала насыщенной, чтобы инвалиды были услышаны.

Помимо реабилитационного центра в ближайшее время Максим Барсуков планирует открыть подобную видеотелефонную службу и в других городах области. Сейчас общество глухих ведет поиск удобного помещения в районах и человека, который станет работать там.

Наталья Горяйнова

Источник: Русская Планета

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ