Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Кому учить детей-инвалидов?

Есть среди наших благополучных и не очень деток такая категория - дети-инвалиды. Дети эти очень разные - плохо слышащие, плохо видящие, не ходящие, не разговаривающие или ходящие и разговаривающие, но плохо... Дети с тяжёлыми формами ДЦП, интеллектуального или коммуникативного развития, которых, увы, становится с каждым годом всё больше.

И простой житейский опыт говорит, что практически все эти дети могут развиваться, социализироваться и становиться полноценными членами общества. Более того - в чём-то даже и лучшими, чем окружающие их "обычные дети". И нужно-то не так много: чтобы на них не "махали рукой", чтобы ими и с ними занимались - доброжелательно и умело.

В развитых странах такие дети получают приспособления для компенсации своих физических недостатков и ходят в обычные школы. Это называется "инклюзия". У нас тоже объявлено, что образование переходит на эти самые "инклюзивные рельсы". Однако...

Однако сами чиновники от образования отмечают на самых разных уровнях: в наших школах за редчайшим исключением возможностей для инклюзивного обучения НЕТ. Нет ни материально-технической базы, ни подготовки педагогов, ни решимости родителей, ни готовности других детей принять в свой круг "особых деток". То есть ситуация "хотите учиться - идите в спецшколу-интернат" продолжает оставаться актуальной и самой распространённой.

С прошлого года вроде бы дело сдвинулось с мёртвой точки. Было объявлено, что дети могут заниматься дистанционно, через Skype, сдавая зачёты и экзамены по пройденным темам в ближайшей школе по согласованному графику. Ура?

Ура-то ура, да только где те педагоги, которые будут читать дистанционные курсы, проводить дистанционные практики и контрольные работы? Где то оборудование и программное обеспечение? Ведь дети-инвалиды далеко не всегда появляются в благополучных семьях, способных обеспечить и ребёнка, и его учителей всем для такого образования необходимым. А ждать, что детки сами "нароют" в Интернете нужные им ресурсы и будут изучать то, что необходимо для полноценного образования без контроля и руководства - это даже не маниловщина. Дети есть дети, и процент страдающих синдромом Аспергера среди них очень мал.

Ну, и вот при Министерстве образования Иркутской области был создан Институт развития образования. В частности, он занимается и обучением детей, которые не имеют возможности (в том числе психологической) учиться в обычных школах с их унифицированным подходом к "потребителям образовательных услуг". Надо ли говорить, что такое дистанционное учебное заведение - находка, "беда и выручка" для ребятишек-аутистов, ребят с лёгкими и средними формами интеллектуального отставания и "дэцэпэшников"? Тем более, что разрешили ведь учиться дистанционно вообще всем детям!

Но тут-то "собака и порылась".

Главный вопрос наших дней - "кто будет платить".

С одной стороны, образование вроде как всё ещё бесплатное. С другой стороны, "дистанционка" - это уже вроде бы "дополнительные услуги", на которых образовательное учреждение, сиречь школа, должно зарабатывать себе на пропитание. А как быть в данном конкретном случае?

Институт создало и руководит им областное министерство. Вроде как и финансирование в таком случае должно быть бюджетным. Но финансирование нынче подушевое. То есть для школы детей "чем больше, тем лучше". А если эти дети для обучения в этих условиях нуждаются в дорогостоящем оборудовании и дорогостоящей качественной связи? Вопрос, нуждающийся в детальной проработке и политической воле руководителей.

И ещё один момент. Кто должен решать, тратить или не тратить средства на ребёнка, чьи родители решили присоединиться к этой системе образования? На всех-то желающих его не напасёшься.

На сегодня таким критерием институт считает наличие у ребёнка инвалидности. Кто сталкивался с получением этой категории, тот знает, с какими бюрократическими фокусами приходится иметь дело. Для ребятишек с расстройствами развития приходится пройти ещё и через так называемую "дурку", что само по себе может быть психической травмой, это те, кто сталкивался, тоже отлично знают. То есть инвалидность - это совсем не такое простое и лёгкое дело. И, казалось бы, если уж её присвоили, то вопросы отпадают сами собой...

Но, как выяснилось, не тут-то было.

Что уж произошло в областных стуктурах, кто кому наступил на мозоль и кто кого захотел "прищучить" - это вопрос особый. Но против института вдруг ополчилась Контрольно-счётная палата. Заметим себе: не против министерства, являющегося основателем и руководителем института и юрлицом, заключавшим пресловутые договоры на обеспечение доступа в Интернет с красноярскими провайдерами, а против собственно образовательного учреждения. И в вину ему поставили оказание услуг детям, в личных делах которых медики из комиссии, присваивавшей инвалидность, не написали "рекомендовано дистанционное обучение".

Снова оговорюсь: те, кто сталкивался с прохождением комиссии на назначение инвалидности, отлично знают, что это - абсолютно бюрократическое действо, идущее по раз и навсегда заведённым правилам, освящённым многодесятилетними традициями. Вы можете себе представить, чтобы чиновники от медицины, а тем более - от психиатрии рекомендовали "дебилам и олигофренам" не спецшколу, а дистанционное обучение? Да ещё при условии, что официальный курс Минобраза РФ установлен на инклюзию и сокращение числа специнтернатов?

И вот результат: около полутысячи детей, обучавшихся дистанционно с установкой для них ХОРОШИХ компьютеров и КАЧЕСТВЕННОЙ связи, были признаны КСП не имеющими права на предоставленное им дистанционное образование. Со всеми вытекающими - то есть с исключением их количества из числа оплаченных бюджетом "человеко-мест", с объявлением этой оплаты незаконной. А такая оплата - это в основном фонд зарплаты оказывавших "услугу" педагогов. Для справки: эта самая зарплата составляла что-то в районе 19-20 тысяч. Ну, с внеурочными и подработками, заменами и прочими мелочами - пусть до 24 тысяч. И вот теперь - что, их заставят "покрывать убытки"?

А самое главное - что теперь будет с той полутысячей ребятишек, которые начали было учиться по действительно новейшим технологиям, и с теми тысячами, которые должны были бы придти, если бы узнали о такой возможности? Родители многих из них ведь готовы были бы и платить что-то за нормальное современное образование в нормальных современных условиях. При фактическом уничтожении частных средних школ и нормально укомплектованных специализированных учебных заведений это был реальный и прогрессивных шанс для и так обиженных природой ребятишек.

Кстати, во время заседания Законодательного собрания, на котором и были выдвинуты обвинения против института, в конце концов было отмечено, этот проект представитель Заксобра госпожа Стенцова видела, уровень удовлетворенности у учеников и родителей очень высокий, проект реально продуктивный. Поэтому, как было обещано, никаких карательных мер принимать никто не будет. Однако, видимо, конфликт интересов (вряд ли связанный с интересами образования в целом и детей-инвалидов в частности) оказался сильнее доводов о перспективности работы. И появились жуткие цифры "воровства у детей-инвалидов". Ну что же, в таком случае, вероятно, стоит поговорить и о "воровстве у детей-дошкольников", совершаемом владельцами частных детских мини-садиков в сговоре с городской администрацией, не предоставляющей малышам бесплатных муниципальных учреждений...

Анна Машерова

Источник: NewsBabr

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ