Архив:

Право людей с инвалидностью на высшее образование в Республике Беларусь

Юрист офиса по правам людей с инвалидностью Ольга Трипутень подготовила обзор ситуации в Беларуси о доступности высшего образования для людей, имеющих инвалидность.

Люди с инвалидностью наравне с другими гражданами имеют право на гарантированную и закрепленную Конституцией Беларуси доступность высшего образования. Каждый может на конкурсной основе в соответствии со своими способностями бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.

Высшее образование ‑ это уровень основного образования, направленный на развитие личности студента, курсанта, слушателя, их интеллектуальных и творческих способностей, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, которая завершается присвоением квалификации специалиста с высшим образованием, степени магистра.

Однако реализация права на образование является острой проблемой для людей с инвалидностью.  Как следствие, реализация названных гарантий требует соответствующего законодательного закрепления и регулирования.

К сожалению, практика такова, что люди с инвалидностью, начиная с детского возраста, зачастую не могут в силу разных причин в полной мере и наравне со сверстниками  реализовать гарантированное право на образование.

Основы правового регулирования в сфере образования лежат в Кодексе Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (далее Кодекс), согласно которому государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования, а также по созданию специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи.

Получение высшего образования лицами с особенностями психофизического развития включает в себя создание специальных условий для получения ими образования с учетом особенностей их психофизического развития. Законодательно закреплено, что педагогическая, медицинская, социальная и иные виды помощи лицам с особенностями психофизического развития при получении ими высшего образования оказываются учреждениями образования.

Что касается реализации лицами с особенностями психофизического развития своего права на получение коррекционно-педагогической помощи, создание специальных условий для получения высшего образования, то оно может быть реализовано при наличии заключения государственного Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или справки об освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.

Немного статистики

Всего, по информации начальника управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь Змушко А.М.,  в нашей стране в 2011/12 учебном  году в учреждениях высшего образования на дневной форме обучалось около 1,3 тысячи инвалидов. В 2012 году в ВУЗы Беларуси поступили 354 инвалида.

Так, по состоянию на 2010 год среди опрошенных респондентов в возрасте до 18 лет и старше лишь 13, 8% людей с инвалидностью имеют высшее образование. Из них (по группам инвалидности): 1-я – 10,2 %, 2-я – 58,1 %, 3-я – 31,7 %.

Удельный вес лиц, не достигших никакого уровня образования, в общем числе опрошенных инвалидов в возрасте 18 лет и старше составил 3, 7 %. При этом удельный вес неграмотных (не умеющих читать и писать) от общего числа тех лиц, кто не достиг никакого уровня образования, ‑ 67, 8 % (бо́льшую половину которых составляют женщины).

Среди респондентов, не достигших никакого уровня образования, лица с психическими заболеваниями, заболеваниями нервной системы и аномалиями развития (то есть заболеваниями, сопровождающимися нарушениями умственного, интеллектуального развития) составляют 60, 3%.

В результате опроса 10, 7 % людей с инвалидностью с нарушением зрения имеют высшее образование, и 6,3 % ‑ с нарушением слуха, и только 6% взрослых граждан, передвигающихся в коляске.

Количество детей-инвалидов, которые поступили на обучение за счет средств бюджета, равняется: в 2008 г. – 223 человека, в 2009 г. – 229, в 2010 г. ‑ 258, в 2011 г. – 224, в 2012 г. – 204 человека.

В 2013 г. на все формы получения образования поступило 326 инвалидов, из них 163 ‑ за счет средств бюджета. По состоянию на начало 2012/13 учебного года во всех высших учебных заведениях обучается 1500 инвалидов. Наибольшее количество инвалидов обучается в Белорусском государственном университете.

В Уставах основных ВУЗов страны можно найти цели, основные направления деятельности, права и обязанности преподавательского состава, а также обучающихся. Статьей 22 Кодекса предусмотрены положения, которые должны указываться в Уставе учреждения образования. Включение в Устав сведений о порядке расходования средств учреждением образования не предусмотрено действующим законодательством Республики Беларусь.

Возможность получения высшего образования для лиц с инвалидностью тесно связано с группой инвалидности, со степенью и видом нарушения здоровья (физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения).

Люди с инвалидностью по психическому профилю (психические заболевания, заболевания нервной системы и аномалии развития) менее остальных категорий вовлечены в образовательный процесс, имеют минимальные возможности для получения высшего образования.

Лица, имеющие заболевания органов зрения и слуха, в силу специфики заболеваний весьма ограничены в возможностях получения информации в обычном понимании. ВУЗы страны в минимальном объеме оснащены специальными средствами обучения и методиками, не имеют в своем штате преподавателей, прошедших специальную подготовку для работы с данной категорий обучающихся. Оснащение образовательного процесса новыми средствами обучения осуществляется для всего контингента обучающихся как за счет средств республиканского бюджета, так и за счет внебюджетных средств университетов\институтов. Как правило, бюджетной классификацией высших учебных заведений не установлено отдельных статей расходов на модернизацию специальных образовательных программ для лиц с нарушением зрения и слуха. Данный факт делает практически невозможным участие в учебном процессе лиц с инвалидностью с нарушением зрения и слуха. Такое неудовлетворительное решение проблемы доступности ВУЗов для лиц с нарушениями зрения и слуха обретает форму значительного нарушения конституционного права на образование.

Принцип создания равных возможностей для людей с инвалидностью при получении образования в этом контексте означает, что потребности всех без исключения индивидуумов имеют одинаково большое значение, поэтому они должны служить основой планирования образовательного процесса (от момента поступления до аттестации как специалиста, получения диплома). При этом должны использоваться все средства таким образом, чтобы каждый индивидуум имел равные возможности.

Что касается дистанционного обучения, то в действующем законодательстве дистанционная форма получения образования рассматривается как один из видов заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий. Таким образом, этот термин в Кодексе об образовании упоминается лишь единожды, подтверждая тем самым, что в стране отсутствует законодательное регулирование вопросов дистанционного обучения для людей с инвалидностью.

В ряде стран постсоветского пространства закреплено понятие «дистанционное образование», отмечается равенство прав студентов, обучающихся с использованием дистанционных технологий, с другими студентами (Российская Федерация, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан), в их нормативной базе заложен фундамент более детального регулирования по вопросам дистанционного обучения, предусмотрены условия обучения: наличие материально-технического, кадрового и содержательного обеспечения процесса. Все это, несомненно, ведет к расширению возможностей для людей с инвалидностью и к доступности высшего образования в целом.

В европейских странах эффективно и в полной мере давно используются компьютерные системы, новые электронные и телекоммуникационные средства, и у абитуриента есть право выбора формы обучения.

Одним из выходов из сложившейся ситуации в нашей стране стало бы развитие дистанционных форм обучения (включая получение образования на безвозмездной основе, без взимания оплаты), оснащение новыми средствами обучения (включая создание мультимедийных учебников и пособий, а также иных аудиовизуальных средств), внедрение новых специальных образовательных программ для лиц с нарушением зрения и слуха, возможность использования интернета, введение онлайн-консультаций преподавателей своего ВУЗа. Такая возможность получения образования (на дому) была бы особенно интересна и крайне удобна для людей с инвалидностью, проживающих в сельской местности.

Одной из серьезных проблем по доступности образования является отсутствие безбарьерной среды в ВУЗах страны, трудности при ее создании, сопряженные с недостаточностью финансирования, т.е. речь идет о физической недоступности учебных заведений. Особенно это является непреодолимым препятствием для лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата,  со значительными нарушениями зрения, так как данные здания не оборудованы для свободного передвижения данных категорий лиц с инвалидностью. Проблема в том, что значительная часть учебных корпусов построена более 40‑50 лет назад, когда о правах людей с инвалидностью мало задумывались. Такие корпуса нельзя считать адаптированными и приспособленными под особые нужды инвалидов. Для их реконструкции необходимо предусматривать бюджетное финансирование, так как самостоятельно ВУЗы страны не в состоянии своевременно обеспечивать инвалидам необходимые условия. Негосударственные ВУЗы бюджетных средств, например на создание безбарьерной среды, не получают. Ряд государственных учебных заведений занимается созданием безбарьерной среды за счет собственных средств. Безусловно, ведется работа в данном направлении: проводится реконструкция зданий, помещения оборудуются поручнями, лифтами, пандусами и т.д. Однако говорить о повсеместно созданной безбарьерной среде преждевременно.

Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации обеспечивают инвалидам необходимые условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры, жилым, общественным, производственным зданиям и сооружениям, для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации, местами отдыха и досуга. Более того,  проектирование и застройка, разработка проектных решений, строительство и реконструкция зданий, сооружений без приспособления этих объектов и средств для доступа и использования инвалидами не допускаются. Особенно строго нужно относиться к зданиям, которые строятся и сдаются в эксплуатацию в настоящее время.

Одной из причин нежелания людей с заболеваниями костно-мышечной и нервной системы повышать свой уровень образования является потребность в постоянной посторонней помощи, сложность в самостоятельном передвижении и неприспособленность окружающей среды.

Кроме вопросов по созданию безбарьерной среды в учреждениях образования, остается открытым вопрос об организации подвоза людей с инвалидностью в ВУЗы, а также отсутствие специального транспорта. В действующем законодательстве Республики Беларусь можно найти нормы, четко регулирующие порядок бесплатного подвоза обучающихся в государственных учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования. С подвозом в  ВУЗы все обстоит иначе.

В Минске и Минском районе предусмотрено предоставление транспортных услуг специальным автотранспортом «Социальная служба» на  бесплатной основе для инвалидов 1-й группы, инвалидов-колясочников, детей-инвалидов до 18 лет, неработающих инвалидов 2-й группы старше 70 лет, размер пенсии которых не превышает 1,5 базового прожиточного минимума; на условиях частичной оплаты в размере 15 % базовой величины на момент обращения ‑ неработающих инвалидов 2-ой группы старше 70 лет, размер пенсии которых превышает 1,5 базового прожиточного минимума.

Данное решение принято в рамках «Программы развития социального обслуживания в городе Минске на 2011–2015 годы» и предполагает осуществление организационных, правовых, социальных и экономических мер по улучшению положения инвалидов и детей-инвалидов для усиления их социальной защищенности.

Пункт 23.4 настоящей Программы определяет, что указанные транспортные услуги оказываются вышеперечисленным категориям лиц для обеспечения их доставки, в том числе в учреждения, обеспечивающие получение высшего образования (для учащихся на заочной, в том числе дистанционной, форме получения образования), а также для обеспечения доставки инвалидов-колясочников в учреждения высшего образования, обучающихся в этих учреждениях на дневной форме получения образования, не более 2 раз в неделю.

Безусловно, здесь налицо улучшение положения инвалидов-колясочников в части доступа к образованию, однако предоставление таких услуг 2 раза в неделю недостаточно для полноценного участия в процессе обучения.

Также за рамками данной нормы остаются люди с инвалидностью, например 2-й группы, не являющиеся колясочниками, но имеющие нарушения функций опорно-двигательного аппарата, или, например, лица с 1-й группой инвалидности, либо дети с инвалидностью,  обучающиеся в учреждениях образования на дневной форме получения образования и не являющиеся колясочниками. Таким образом, используемый законодателем в данном нормативно-правовом акте перечень лиц, не включает всех, для кого использование общественного транспорта объективно затруднено или невозможно. Актуальным является уточнение круга лиц, имеющих право на пользование службой специального автотранспорта.

Очевидно, что транспортные услуги специальным автотранспортом «Социальная служба» должны предоставляться по мере необходимости обучающегося. На нее вправе рассчитывать инвалиды 1-й группы и дети-инвалиды до 18 лет для подвоза их в учреждения высшего образования, обучающиеся на дневной форме получения образования, а также ‑ на заочной форме – во время сессий.

Необходимо упомянуть, что в целях усиления государственной поддержки инвалидов законодательством установлено следующее: лицо, сопровождающее инвалида 1-й группы или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, имеет право на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования ‑ в поездах городских линий и региональных линий эконом класса, на водном и автомобильном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси). Данное право реализуется гражданами при предъявлении документов сопровождаемого (удостоверение инвалида 1-й группы или удостоверение ребенка-инвалида).

Уже на этапе подготовки к поступлению в вуз, выбрав ту или иную специальность, лица с инвалидностью могут столкнуться с первыми ограничениями, касающимися их обучения.

На практике возникают ситуации, когда инвалид не может из-за  таких ограничений пробовать поступать на желаемую специальность. Такая норма явно носит дискриминационный характер, так как перечень возможных профессий для него значительно у́же, чем для его сверстников без инвалидности. В соответствии с   Конституцией Республики Беларусь, право на образование является самостоятельным правом и не должно быть увязано с каким-либо другим, к примеру правом на труд.

Приняв решение поступать в ВУЗы страны, люди с инвалидностью должны знать, что наряду с прочими документами (например медицинской справкой о состоянии здоровья) в  приемную комиссию они обязаны предоставить следующие документы:

- заключение Врачебно-консультационной или Медико-реабилитационной экспертной комиссии об отсутствии противопоказаний для обучения по выбранной специальности ‑ для лиц, закончивших учреждения, обеспечивающие получение специального образования, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, инвалидов 1, 2 и 3-й группы;

- заключение Государственного Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации о рекомендации обучения в учреждениях, обеспечивающих получение специального образовани ‑ для лиц с нарушениями зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата.

При равном общем количестве баллов инвалиды 1-й и 2-й группы, дети-инвалиды имеют преимущественное права на зачисление.

Абитуриенты с нарушениями слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, которым в соответствии с заключением Государственного Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации было рекомендовано обучение в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования, при отсутствии медицинских противопоказаний для обучения по избранной специальности сдают вступительные испытания в ВУЗе. Единой системы сдачи вступительных испытаний в зависимости от вида заболеваний действующим законодательством не установлено. Форма проведения испытаний (устно или письменно) определяется в зависимости от психофизических  особенностей абитуриента и, как правило, проводится приемной комиссией индивидуально.

Что касается сдачи экзаменов или зачетов по дисциплинам, то решение об их проведении, как правило, принимает кафедра, которая ведет эти дисциплины. При этом форма экзамена и зачета может учитывать индивидуальные особенности психофизического развития студента (устный или письменный экзамен, тесты).

Законодательством установлено, что плата за прием и оформление документов для участия абитуриентов в централизованном тестировании не взимается с абитуриентов из числа детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, лиц, страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом; инвалидов 1-й и 2-й группы (кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате их противоправных действий ‑ по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства). Для того чтобы воспользоваться данной льготой, необходимо приложить к документам ксерокопию удостоверения инвалида ‑ для инвалидов 1-й и 2-й группы или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, а также выписку из медицинских документов.

Преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов имеют инвалиды 1-й и 2-й группы, дети-инвалиды, представившие при приеме документов соответствующее удостоверение и заключение Врачебно-консультационной комиссии или Медико-реабилитационной экспертной комиссии, что им не противопоказано обучение по выбранной специальности; а также инвалиды 3-й группы.

Зачисление абитуриентов на обучение за счет средств бюджета и на условиях оплаты на места по всем формам получения образования проводится по конкурсу на основе общей суммы баллов, подсчитанной по результатам сдачи вступительных испытаний и среднего балла документа об образовании, который определяется по десятибалльной шкале (с точностью до десятых долей единицы).

К сведению лиц, решивших получить второе высшее образование ‑ от оплаты за получение второго высшего образования в государственных ВУЗах освобождаются лица, которым противопоказана работа по полученной ранее специальности в связи с ухудшением состояния здоровья, при наличии заключения Медико-реабилитационной экспертной комиссии.

В случае обучения на платной основе предусмотрены скидки, предоставляемые студентам и учащимся, которые являются инвалидами 1, 2 и 3-й группы или детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет.

При рассмотрении вопроса о предоставлении скидок  учитываются:

- учебная деятельность ‑ это деятельность студентов и учащихся, направленная на удовлетворение познавательных потребностей, связанная со стремлением обладать различными знаниями, навыками и умениями, с выраженным желанием осуществлять исследовательскую работу в тех или иных жизненных ситуациях;

- высокие показатели учебной деятельности ‑ это наличие у студентов и учащихся по итогам учебного года не менее 50 % оценок 10 (десять) и 9 (девять) баллов, а остальные оценки ‑ не ниже 6 (шести) баллов;

- научно-исследовательская деятельность студентов ‑ это освоение различных этапов организации и выполнения фундаментальных, экспериментальных, поисковых научно-исследовательских работ и инновационных проектов, направленных на решение научных задач для различных отраслей экономики;

- общественная работа ‑ это деятельность студентов и учащихся, направленная на развитие коллектива учреждения образования, общества в целом, осуществляемая в свободное время на добровольных началах.

Средний балл успеваемости определяется как среднеарифметическая величина из оценок, полученных за учебный год по результатам сдачи экзаменов, дифференцированных зачетов, курсовых работ и проектов, всех видов практик, предусмотренных учебным планом, оценок по не вынесенным на экзаменационную сессию дисциплинам с учетом округления до десятых долей единицы. При определении среднего балла успеваемости не учитываются оценки по факультативным дисциплинам, дисциплинам для приобретения второй специальности и для получения академической степени бакалавра или магистра.

Данные скидки лицам с инвалидностью предоставляются при условии получения по всем предметам оценок не ниже 6 (шести) баллов, включая оценки по результатам сдачи экзаменов, дифференцированных зачетов, курсовых работ и проектов, всех видов практик, предусмотренных учебным планом, по не вынесенным на экзаменационную сессию дисциплинам за учебный год в размере 40 % от сформированной стоимости обучения.

Скидки предоставляются на основании решения комиссии, создаваемой приказом руководителя учреждения образования. Комиссией принимается решение о предоставлении скидок студентам и учащимся до 1 сентября, при этом сами скидки начинают применяться со второго курса обучения с 1 сентября до окончания учебного года.

Поступившие в ВУЗы граждане в соответствии с законодательством Республики Беларусь об образовании имеют право на кредит на льготных условиях для оплаты первого высшего образования. Право на получение кредита на льготных условиях для оплаты обучения имеют граждане Беларуси, получающие первое высшее образование на платной основе в государственных учреждениях высшего образования, учреждениях высшего образования потребительской кооперации и учреждениях  высшего образования Федерации профсоюзов. Кредиты предоставляются дееспособным физическим лицам по месту нахождения (населенный пункт) учреждения образования либо одному из его родителей или иному законному представителю по месту регистрации. При этом получатель кредита должен постоянно проживать и иметь постоянный источник доходов (пенсия, заработная плата и т.д.) в Беларуси. Вопрос о выдаче кредита рассматривается банком индивидуально, после предоставления заявителем полного пакета документов на выдачу кредита и изучения его кредитоспособности. Следует отметить, что ограничений по выдаче кредитов на оплату обучения  для граждан, получающих пенсию по инвалидности, действующим законодательством не установлено.

Относительно наполняемости учебной группы, в которой образовательный процесс организован только для лиц с особенностями психофизического развития, указано, что такие группы должны составлять от 6 до 12 студентов, курсантов, слушателей.

Наполняемость же учебной группы, в которой образовательный процесс одновременно организован для лиц с особенностями психофизического развития и иных лиц, составляет 20 студентов, курсантов, слушателей, из них может быть не более 6 студентов, курсантов, слушателей из числа лиц с особенностями психофизического развития. В действующем законодательстве Республики Беларусь не прописано, как именно организовывается образовательный процесс в случае одновременного обучения в группе, например, 4‑6 студентов с разными видами инвалидности либо же обучения лиц с одинаковым видом инвалидности (предоставляется ли в таком случае, например сурдопереводчик, для лиц с нарушением слуха).

Как правило, сокращение учебных часов для лиц с инвалидностью не предусмотрено, решение об установлении часовых нормативов устанавливается учреждениями высшего образования на основании типовых учебных планов, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь. Некоторыми учреждениями высшего образования  разрабатываются Положения об индивидуальном учебном плане обучения студентов, где предусмотрено предоставление таких планов студентам, в том числе по состоянию здоровья, однако не всеми. При этом инициатором для предоставления такого плана является студент, ответственным, как правило, заместитель декана по учебной работе. Такие планы устанавливают особенности получения высшего образования студентами, которые по уважительным причинам не могут постоянно или временно посещать учебные занятия. Таким образом, разработка индивидуальных планов обучения для студента, являющегося инвалидом, это скорее право конкретного  ВУЗа, а не его обязанность.

Интересная  законодательная норма закреплена относительно социальной стипендии, которая назначается лицу, осваивающему содержание образовательных программ, в том числе и в процессе получения высшего образования, и не получающему учебной стипендии. На данный вид стипендии вправе рассчитывать человек с инвалидностью¸ кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий ‑ по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.

Таким образом, причина возникновения инвалидности определяет право на социальную стипендию.

Аналогично и с обеспечением местами для проживания в общежитиях. Бесплатно предоставляются места лишь для детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, для инвалидов 1-й или 2-й группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий ‑ по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.

Необходимо заметить, что обучающиеся могут быть отчислены из учреждений образования. Основанием для прекращения образовательных отношений (отчисления) является решение руководителя учреждения образования  об отчислении. Досрочное отчисление предусмотрено:

- по инициативе обучающегося, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося;

- по инициативе учреждения образования,

- по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося.

Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования предусмотрено в случаях:

- неуспеваемости по трем и более учебным предметам (учебным дисциплинам, практикам)

- неликвидации академической задолженности в установленные сроки;

- непрохождения итоговой аттестации без уважительных причин;

- длительного отсутствия (более тридцати дней) без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) в течение учебного года.

Причиной отчисления из учреждения образования может также послужить ухудшение состояния здоровья. Так, резкое ухудшение состояния здоровья студента и появившиеся в связи с этим противопоказания к обучению по выбранной им специальности (в соответствии с заключениями МРЭК или ВКК) могут послужить основанием для прекращения обучения, особенно это касается военных специальностей (МВД, МЧС). 

Учреждения образования в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь обязаны обеспечивать организацию распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников и контроль за их трудоустройством.

Выпускникам гарантируется предоставление первого рабочего места в соответствии с законодательством о труде путем распределения, а также путем трудоустройства по брони в соответствии с законодательством Республики Беларусь о занятости населения.

Выпускникам, которым место работы выделено путем распределения, предоставляются гарантии и компенсации, в том числе компенсации в связи с переездом на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде и денежная помощь, размер, источники финансирования и порядок выплаты которой определяются Правительством Республики Беларусь.

Место работы для выпускников в ходе распределения предоставляется учреждением образования или государственным органом самостоятельно с учетом имеющихся заявок и заключенных договоров о взаимодействии. Для детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов 1-й или 2-й группы место работы предоставляется с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) либо с их согласия иное имеющееся в наличии место работы. Для лиц, имеющих одного из родителей, или мужа (жену) инвалида 1-й или 2-й группы, или ребенка-инвалида, место работы  должно предоставляться по их желанию и при наличии возможности по месту жительства родителей, мужа (жены), ребенка-инвалида.

По информации ВУЗов нашей страны в некоторых учреждениях образования ответственными за соответствие предоставляемого первого рабочего места потребностям работника являются сотрудники деканатов, в других – персональную ответственность несет председатель комиссии. Фактически единообразия в данном вопросе нет.

Необходимо отметить, что на уровне законодательства Республики Беларусь отсутствует прописанная комплексная система профессиональной подготовки\переподготовки и повышения квалификации педагогов, обучающих именно детей-инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития при получении последними высшего образования.

Важную роль играет атмосфера, в которой проживают и учатся люди с инвалидностью. Семьи, в которых есть люди с инвалидностью либо ребенок с особенностями психофизического развития, более уязвимы, очень чувствительны к любым негативным воздействиям извне. Образовательная интеграция здесь крайне важна. С момента, когда ребенок попадает в коллектив, начиная еще с детского дошкольного учреждения, у него и его семьи начинается другая жизнь, новый путь, все подчиняется учебе и школьным делам. Особенности ограничения ребенка, безусловно, накладывают отпечаток не только на  восприятие им окружающих людей, но и на то, насколько коллектив (включая педагогов) принимает данного ребенка.

Главной проблемой в системе образования лиц с особенностями психофизического развития специалисты называют сложности в формировании к ним толерантного отношения. Причем эта проблема характерна для всех уровней образования, в том числе и для высшего образования. Работа педагога на данном этапе является одним из основополагающих условий интеграции человека с инвалидностью в образовательную среду.

Интересен и тот факт, что люди с инвалидностью, проживающие в Минске, в отличие от проживающих в иных районах Беларуси, более мотивированы и заинтересованы в повышении уровня достигнутого образования, соответственно это 26,3% и 12%, но при этом необходимо принять во внимание и большее количество сложностей и препятствий для абитуриентов из сельской местности.

Следует отметить, что при существующем несовершенстве белорусского законодательства можно отметить  ряд позитивных практик в белорусских вузах.

Так, в УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» для обеспечения равных возможностей при получении высшего образования лицам с особенностями психофизического развития осуществляется ряд мер, направленных на создание безбарьерной среды: корпуса оборудованы лифтами, в кафе предусмотрен санузел для инвалидов-колясочников, один из жилых номеров общежития предусмотрен для проживания инвалида-колясочника, в общежитии № 5 произведена замена дверных проемов, установка пандусов, заезд к общежитию со стоянки оборудован пониженным бордюром, благоустроен блок для маломобильных граждан, где комната совмещена с кухней и оснащена поручнями и т.д.

В учебной лаборатории по развитию информационных технологий «Образование без границ» на факультете специального образования с целью создания условий для студентов, имеющих инвалидность по зрению, для самостоятельной организации их учебно-информационной деятельности созданы рабочее место для незрячих пользователей и рабочее место для слабовидящих.

В УО «Брестский  государственный университет имени А.С. Пушкина» разработана, утверждена и действует целевая программа «Социальная защита обучающихся» (на 2013–2017 г.), в которой обозначены все основные направления работы с обучающимися лицами, имеющими ту или иную степень инвалидности. Так, реабилитация обучающихся  с инвалидностью в университете – это целенаправленный процесс, который носит индивидуальный  характер.

Также создан Адаптивный центр информационных технологий, деятельность которого направлена на создание ресурсов и разработку методов коммуникаций при обучении незрячих и слабовидящих студентов, а также на оказание услуг в области информационных технологий лицам, которые нуждаются в уменьшении зрительной нагрузки при работе с компьютерными системами. В задачи Центра входит оценка потребностей студентов, предоставление консультаций и обучение использованию аппаратуры. В помещении библиотеки оборудовано рабочее место на базе компьютера IntelCore 2 DuoE7300@2,66 GhZ с экраном 22”WSXGA+ для лиц, имеющих нарушения зрения.

Проведение вступительных  испытаний для людей с инвалидностью осуществляется с учетом их возможностей и носит индивидуальный характер.

Специалисты социально-педагогической и психологической службы университета поддерживают контакты с учреждениями, предназначенными для оказания квалифицированной помощи, и в случае необходимости направляют туда обучающихся с ограниченными возможностями.

Согласно Положению о патронате лиц с особенностями психофизического развития, утвержденному Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 92 от 19.07.2011 г., для организации работы по патронату выпускников приказом ректора назначен ответственный педагогический работник. Для систематизации сведений о выпускниках, своевременного анализа и корректировки работы университета по патронату на каждого выпускника оформляется паспорт, который хранится в течение пяти лет.

УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» ежегодно производит закупку современных средств обучения (компьютеры, мультимедийные проекторы, лингафонное оборудование), направленных на модернизацию образовательных программ, которые в том числе используются лицами с особенностями психофизического развития.

Форма экзаменов определяется с учетом психофизического развития абитуриентов, например, это может быть тест, устный или письменный экзамен.

Решение о распределении выпускников принимается с учетом  состояния их здоровья.

Было сообщено также, что УО имеют право переводить до 40 % часов, предусмотренных типовым учебным планом на аудиторные занятия, в управляемую самостоятельную работу обучающихся.

Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого» ежегодно готовит комплекты экзаменационных заданий для такой категории лиц, как абитуриенты с особенностями психофизического развития.

В УО «Минский государственный лингвистический университет» были случаи, когда предоставлялось больше времени для написания лексико-грамматического теста, с разрешения и под контролем комиссии государственного контроля для абитуриента с нарушением зрения экзамен проводился в отдельной аудитории, и тест по аудированию для него зачитывался преподавателем.

Все возникающие в процессе обучения вопросы решаются в индивидуальном порядке: перевод на индивидуальный график обучения, перевод на заочную форму обучения, повторение семестра либо курса.

Председателем приемной комиссии Белорусского национального технического университета ежегодно утверждаются Положения о проведении вступительных испытаний у абитуриентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.

Проведение вступительных испытаний в форме централизованного тестирования организуется Белорусским государственным университетом для лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (нижние конечности) в аудиториях, позволяющих абитуриенту писать тест, не испытывая при этом неудобств. В случаях нарушения функций верхних конечностей опорно-двигательного аппарата, абитуриенту предлагают сдачу вступительных испытаний в устной форме. С целью соблюдения права абитуриента на апелляцию, проводится аудиозапись его ответа. Кассета с аудиозаписью находится в личном деле абитуриента.

В данном университете ответственность за распределение выпускников, независимо от категории, несет комиссия по распределению, назначаемая приказом ректора. Председателем комиссии утверждается проректор по учебной работе.

УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова» разработал Положение об индивидуальном плане обучения студентов. Данным Положением предусмотрено предоставление индивидуального учебного плана обучения студентам, в том числе и по состоянию здоровья. При этом инициатором  для предоставления индивидуального плана обучения является студент, а разработчиком ‑ заместитель декана по учебной работе. В образовательный процесс университета внедрена система управления обучением на платформе Moodle, что позволяет сконцентрировать весь учебно-методический материал на одном адресе в сети интернет.

В настоящее время проводятся организационные мероприятия по осуществлению набора в 2014  г. на ряд специальностей по дистанционной заочной форме обучения, в том числе и для людей с ограниченными физическими возможностями.

Для организации индивидуального обучения в УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова» студент пишет заявление на имя ректора с указанием причины, по которой ему необходимо обучаться вне учебной группы. Решение о возможности такого обучения принимает ректор.

В УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» студенты с инвалидностью с учетом их успеваемости имеют возможность обучения по индивидуальному графику, который разрабатывается по решению совета факультета.

Одной из стратегических целей университета является информатизация образования и переход к безбумажным технологиям образования. Создан и функционирует Образовательный портал, на котором размещены электронные учебно-методические комплексы по всем преподаваемым в университете дисциплинам. В практику организации занятий постепенно входит и проведение вебинаров.

Для подготовки материалов внутренних вступительных испытаний и их проведения для детей с нарушениями слуха, зрения и функций опорно-двигательного аппарата в УО «Барановичский государственный университет» создаются предметные экзаменационные комиссии и апелляционная комиссия.

В Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники был разработан инновационный проект «Социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями», который насчитывает более двух десятков предложений. В нем предусмотрена разработка методических комплексов как для преподавателей, так и для студентов с инвалидностью, модернизация материально-технической базы, создание специализированного программного обеспечения. В планах на будущее – создание специального портала и базы вакансий для лиц с инвалидностью.

Подводя итоги, можно выделить следующие причины, препятствующие получению высшего образования людьми с инвалидностью:

- состояние здоровья;

- потребность в постоянном постороннем уходе (нерешенность вопроса их сопровождения);

- низкий уровень доходов;

- отсутствие безбарьерной среды как на пути следования от дома до учреждения образования, так и в самих учебных корпусах;

- нетолерантное отношение окружающих к людям с видимыми признаками инвалидности;

- отсутствие системы дистанционного обучения, равной по качеству дневной форме обучения, финансируемой из бюджета;

- низкий уровень мотивации к получению высшего образования, так как людям с инвалидностью приходится самостоятельно преодолевать барьеры для его получения, в том числе многим ввиду крайней сложности (временной) совмещения обучения с трудовой деятельностью;

- нехватка и/или отсутствие ассистивных технологий и учебных материалов;

- нехватка квалифицированного специализированного персонала (сурдопереводчики, тьюторы) и т.п.

Следует отметить, что люди с инвалидностью, вовлеченные в образовательный процесс, высказывают большую заинтересованность к дальнейшему обучению и совершенствованию уже имеющихся навыков, стремятся повысить уровень достигнутого образования. Важно поддерживать их интерес к повышению образования.

Реализация права на образование является залогом успешной социализации и адаптации человека в его последующей жизни,  одним из важнейших факторов трудоустройства и участия во всех сферах жизни общества, а также реализации всех своих основных прав и свобод. 

Подписание и ратификация Конвенции о правах инвалидов в этом смысле станет важным шагом для Республики Беларусь в реализации социальной политики по вопросам инклюзивной системы образования.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ