Волжская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида существует в нашем городе уже почти 30 лет. В ней обучаются дети с ограниченными возможностями и нарушениями интеллекта.
Ученики 6 «г» класса этой школы смогли перейти на групповое обучение только после окончания второго класса. Их пятеро. Леша Коновалов, Гоша Хасиев и Леша Зайцев перемещаются с помощью инвалидных колясок, Надя Степовая опирается на ходунки. Самостоятельно ходит только Камит Гельманов. Все они родились в 2000-м году. Из-за ограничения в перемещении ребят объединили в отдельный класс и разместили на территории реабилитационного центра «Надежда» - поближе к лечебным и оздоровительным процедурам, ведь своего транспорта коррекционная школа не имеет. Трое из класса – волжане, и вечером их забирают родители. Двое ребят – жители области, они проживают в реабилитационном центре.
Ребят курируют учитель первой категории Ольга Музыкантова и воспитатель первой категории Ирина Синякова. Педагоги стали работать с воспитанниками четыре года назад. Поначалу дети, ограниченные в движении и интеллекте, держались обособленно и замкнуто. Они не понимали, почему теперь внимание педагогов приходится делить на пять. Их поведение менялось от погоды, времени суток, всех четырех фаз луны, звонка родителей и прочих факторов. Эмоции проявлялись острее, чем у здоровых детей.
Но любовь педагогов и сила воли сделали то, что не под силу многим из нас. Сейчас 6 «г» можно узнать с трудом. Приветливый и доброжелательный коллектив едва ли разделишь на части. Это дружные, сплоченные и уверенные в себе дети, которые под руководством верящих в них учителей смогли найти уникальный способ преодолевать свои возможности.
А началось все с предложения Камита и Гоши сделать для Нади куклу. Ведь Надя – единственная в классе девочка и ей нужна подружка. Было решено сделать льняную куклу Прасковью, в ходе рождения которой ребята начали сочинять песенку. По строчке, по рифме, с поддержкой педагогов. Кукла, рожденная в подарок Насте, стала завсегдатаем учебного процесса. Образовательная программа со сложной структурой дефекта в диалоге с весёлой Прасковьей давалась ученикам куда легче. Льняной персонаж радовался каждой победе ребят и хвалил их, не переставая. А песенка стала завсегдатаем на каждом уроке труда. С тех пор рифма поселилась в детских головах.
Ребята, которым с трудом удается справиться с пуговицами на школьной форме и добраться до ванной комнаты, привыкли, что каждый день состоит из борьбы. И чтобы не опускались руки, и в голове не поселилось отчаяние, порядок действий сам собой стал укладываться в строфы. Так появились стихи про зарядку, личную гигиену, необходимость мыть посуду, доску и класть на место мел и тряпку, про борьбу с ленью, про дружный и веселый класс и, конечно же, про тряпичного друга Прасковьи Афоню, сшитого ребятами уже в 6-м классе.
А однажды педагоги Ольга и Ирина рассказали ребятам о том, как старым игрушкам можно подарить новую жизнь. Так родилась идея выставки «Новая жизнь игрушки» и новая песенка. Реанимированные ребятами игрушки настолько понравились посетителям, что на следующий год работники библиотеки предложили повторить выставку.
А ученики школы №35, увидевшие необычные работы, решили посетить 6 «г» класс и поближе познакомиться с удивительными детьми. Встреча состоялась в январе этого года и была похожа на праздник. Ученики 6 «г» показали себя гостеприимными и радушными, а гости из 3«а» класса школы №35 приготовили для них в подарок концерт и книгу Д. Дефо «Робинзон Крузо», которую, к слову, им уже прочли Ольга и Ирина. Расставаясь, дети обменялись номерами телефонов и теперь перезваниваются и общаются. А педагог из школы №35 попросила подарить на память несколько стихотворений и песенок, придуманных шестиклассниками.
Кто знает, возможно, и обычным детям из обычной школы в их повседневной жизни пригодится чудодейственная рифмотерапия? А уже испытавшие её на себе ребята смогут к 9-му классу воплотить в жизнь свою мечту и выпустить целый сборник светлых и «целебных» стихов?
Елена Белова
Источник: Современный сайт Волжского