Архив:

По скользкому пандусу. Стала ли Чита доступней для инвалидов?

Инвалиду-колясочнику в Чите очень непросто даже выбраться из своего дома — не то что  попасть в аптеки, кинотеатры или торговые центры. Такие проблемы есть, например, у читинки Валентины Апухтиной. Но она одна из немногих, кто борется за свои права и не ленится обращаться к чиновникам.

Без права на выход

– Семь лет назад я перенесла сложную операцию на позвоночнике, врачи боролись за мою жизнь, сделали все, чтобы поднять меня на ноги. Но чуда не случилось. Я училась жить заново, но теперь уже в инвалидном кресле, — рассказывает собеседница РП.

Перебираясь из района в краевой центр, Валентина Апухтина считала, что проблем с передвижением по городу станет меньше. На деле все оказалось иначе.

По словам Валентины, выбраться из дома без посторонней помощи просто невозможно. Четыре ступеньки, ведущие вниз — уже непреодолимое препятствие для человека, передвигающегося на коляске.

Валентина не смирилась со своим положением, и обратилась к прокурору и уполномоченному по правам человека. После этого управляющая компания установила пандус в ее доме. Проблему он не решил.

– Попробуйте, спуститесь по нему без посторонней помощи и вы поймете, что чувствует человек, прикованный к инвалидной коляске, — сокрушается наша героиня.

Пандус сделан из грубо сколоченных досок. Коляска с человеком мгновенно развивает на обледеневшем дереве большую скорость. Такая конструкция больше подходит для скейтеров или сноубордистов, но едва ли ее технические характеристики соответствуют СНИПам, разработанным для пандусов. После обращения Валентины Апухтиной к омбудсмену, «доступнее» стала и городская поликлиника №5 на Курнатовского, которую женщина посещает регулярно.  

У входа установили табличку с информацией о том, что люди с ограниченными возможностями, могут попасть в лечебное учреждение со двора.

– Поликлиника построена таким образом, что через центральный вход человеку на коляске не попасть, высокие ступени не переделать. А со двора оборудовали звонок. По вызову выходят сотрудники хозяйственной службы, которые выносят переносной пандус и коляску, закупленную нами для узкого лифта, также не приспособленного для транспортировки колясочников. А вообще стареемся заранее согласовать посещение поликлиники людьми с ограниченными возможностями, — рассказала РП главный врач городской поликлиники №5 Ольга Слупская.

Валентина Апухтина уверена, что обращениями и жалобами не решишь проблему доступности среды для инвалидов в нашем городе.

– Нужно, чтобы все чиновники, причастные к вопросу создания доступной среды, побывали на нашем месте хотя бы один день, пересев на инвалидную  коляску, и попробовали на ней попасть в троллейбус, сходить в аптеку или любой магазин, — считает она.

11 пандусов за два года

Мы воспользовались предложением Валентины. Начнем с железнодорожного вокзала. Все спуски к вокзалу, если и есть, то без перил. Только в здание пригородных касс ведет широкий пандус. Даже выехать на перрон из помещения вокзала без посторонней помощи невозможно. А осуществить переход на коляске на второй и третий пути через пешеходный мост, преодолев два лестничных пролета по швеллерам, под силу только спортсмену.

– На второй и третий пути людей, передвигающихся на колясках, мы доставляем с помощью наших сотрудников. К тому же многие из них пользуются услугами частной фирмы «Святогор», специализирующейся на доставке таких людей, — пояснил корреспонденту РП начальник железнодорожного вокзала Вадим Альметкин.

Горэлектротранс Читы в существование инвалидов и вовсе, кажется не верит. Ни один троллейбус не оборудован откидными пандусами.

Поэтому оставив попытки уехать на общественном транспорте, двигаемся дальше на улицу Ленина. Здесь высокие бордюры и скаты с тротуара прямо на проезжую часть. Если инвалиду никто не поможет, пересечь дорогу он не сможет.

По пути видим пандус у входа в аптеку «Флория» на Ленина. Угол наклона у него такой, что едва ли туда заедет даже коляска с мотором. Заведующая Наталья Вишнякова подтвердила, что люди с ограниченными возможностями к ним не ходят.

– Все равно у инвалидов есть родственники, которые покупают им все необходимые лекарства, — равнодушно заявила она.

Не интересны инвалиды и для учреждений культуры. В областном драмтеатре человек на инвалидной коляске сможет самостоятельно добраться только до гардероба. Чтобы пройти в зрительный зал и выйти оттуда, понадобится помощь посторонних — угол наклона пола не подходящий.

В кинотеатре «Удокан» наоборот — можно с улицы сразу попасть в зрительный зал, поднявшись по небольшому трапу. А вот в гардероб из зала выйти уже невозможно, к тому же отсутствует специально оборудованный санузел.

– Рейды по городу совместно с представителями городской администрации и минсоцразвития края проходят постоянно. Пандусов становится больше, но они в основном для галочки, чтобы прокуратура не оштрафовала. Зачастую владельцы торговых точек не соблюдают требования ГОСТов при их возведении, — рассказывает РП заместитель председателя общества инвалидов Сергей Петров.

Говорить о равных возможностях для всех жителей Читы, по мнению нашего собеседника, даже не приходится.

– Доступность среды не ограничивается только одними пандусами и перилами. Это и парковки для инвалидов, и пешеходные переходы, и устройства для попадания в троллейбусы, и туалеты — отметил он.

При этом согласно статистике инвалиды составляют почти 10% населения Забайкальского края. Два года назад региональное правительство начало реализацию программы «Доступная среда», рассчитанную до 2015 года.

– В этом году на эту программу из бюджета будет выделено дополнительно еще 59, 9 млн рублей, — отметила в разговоре с РП начальник управления организации деятельности учреждений  регионального минсоцзащиты Зинаида Пояркова. — За два года в 14 госучреждениях социального обслуживания установлено 11 пандусов, оборудовано шесть специализированных санузлов.

11 пандусов за два года. При этом, до них ведь еще надо как-то добраться. А многие колясочники не могут даже из дома выйти.

После «прогулки» мы возвращаемся домой. Проезжаем мимо магазинов, аптек, библиотек, кафе. Призывно горят огни и реклама. Но инвалидов там не ждут. Их доступная среда в столице Забайкальского края пока ограничена стенами квартиры.

Наталья Петровская

Источник: Русская Планета