Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Как работает социальное такси в Гомеле?

В городе, ставшем первым областным центром, где начал работать проект "Социальное такси", на сегодня два автомобиля, оказывающих эту услугу: один – для жителей Центрального и Железнодорожного районов, другой – Новобелицкого и Советского. Как работает социальное такси, выяснили журналисты "Гомельских ведомостей". 

По системе "сегодня на завтра"

Пятница. Утро. По словам водителя Максима Пинчука, который за баранкой социального такси с самого начала существования службы, в этот день график не такой плотный, как бывает в начале недели: у водителя девять заказов. До встречи с журналистами Максим уже успел отвезти по месту требования двух людей, нуждающихся в помощи. 

Мы с фотокорреспондентом садимся в машину, обслуживающую жителей Центрального и Железнодорожного районов Гомеля. Такси специально оборудовано для перевозки инвалидов-колясочников и их сопровождающих. Машина новая, со специальной автоматической ступенькой, поднимающей коляску в салон. Внутри есть ремни безопасности – и для пассажира, и для коляски. 

У водителя перед глазами график маршрута следования, где указаны время и место подачи такси, пункт назначения, фамилия того, кому необходима помощь, адрес регистрации заказчика, группа инвалидности и номер удостоверения. Мы отправляемся на улицу Владимирова, чтобы забрать из Гомельского филиала республиканского унитарного предприятия "Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр" мужчину, перенесшего инсульт. 

По дороге у нас завязывается разговор: 

– Максим, служба работает больше года, случалось ли слышать жалобы со стороны пассажиров, или всех всё устраивает? 

– Люди разные. Кого-то устраивает, кого-то нет. Но как таковых претензий не было, – отвечает водитель. 

– А вы часто ездите "свободным", как сейчас? 

– Редко. Иногда даже мест в салоне нет. Если и еду "пустым", то только до места назначения. 

– Кого чаще всего обслуживаете? 

– Перевозим инвалидов I группы. В основном это пожилые люди, но бывают и дети, и молодые люди, – рассказывает водитель. – Сегодня, к примеру, отвозил девушку. Очень много людей, которые находятся на программном гемодиализе – такие заказчики обслуживаются вне очереди. 

Как говорит заведующая отделением дневного пребывания для инвалидов учреждения "Центр социального обслуживания населения Центрального района Гомеля" Вероника Мосензовенко, такси работает по будням с 8.00 до 17.30 и практически не простаивает. 

Так за январь – ноябрь 2013 года службой социального такси, обслуживающего Центральный и Железнодорожный районы, оказано 2695 услуг (за сентябрь – декабрь 2012 года – 581 услуга). 

В среднем, ежедневно оказывается помощь 12-ти нуждающимся. Заказы принимаются по системе "сегодня на завтра", но зачастую график настолько плотный, что лучше звонить заранее за три-четыре дня, советует Вероника Викторовна. 

Бесплатно не значит халатно

9 часов 40 минут. Мы в Гомельском филиале РУП "Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр". Водитель помогает войти в салон пассажиру – Вячеславу Супею. Мужчина с трудом передвигается, опираясь на трость. 

– После инсульта, который случился в феврале 2012 года, он вообще не мог ходить, – говорит сопровождающая его супруга Татьяна Вячеславовна. – А сейчас, слава тебе Господи… 

– Лежал, как овощ, – вспоминает Вячеслав Иванович. – Когда не было этой службы, приходилось ездить на частном такси, платили в одну сторону по 150 тысяч. Представляете? Мы, наверное, всего три или четыре раза воспользовались этой службой, но уже успели оценить – очень удобно. 

– Позвонили за несколько дней, сказали, во сколько нас нужно отвезти в поликлинику и в котором часу забрать назад. И пожалуйста – от подъезда к подъезду, – поддерживает разговор супруга. – Сейчас держим курс обратно к дому – на Ветковскую. 

– А если случается, что некому сопроводить? – спрашиваем у Вячеслава Ивановича. 

– Водитель всегда поможет. 

– А если вы задержались в больнице? 

– Подождёт. 

– Правда, если возникает большая "форточка", то за это время я успеваю ещё кого-то забрать или отвезти, – уточняет Максим. – Вообще, смотрим по обстоятельствам, чтобы было всем удобно. 

В беседе мы незаметно подъезжаем к месту назначения. На часах 9 часов 56 минут. Водитель помогает выйти супругам, и те, расписавшись в журнале, направляются к подъезду. 

Сразу же едем в Гомельский областной клинический госпиталь инвалидов Отечественной войны. По графику нужно забрать из госпиталя женщину. 

– Выпишут только в 11 часов, – говорит водитель. – У нас есть ещё полчаса времени. 

Но если бы Максим решил попить кофе, то наверняка не успел бы – супруги Лидия и Анатолий Кравцевичус освободились немного раньше. После инсульта, случившегося с Лидией Афанасьевной (в прошлом – младший сержант медицинской службы), прошло семь лет. 

– Живём вдвоём. Лидочке очень тяжело, но сейчас уже лучше: говорит, потихоньку ходит, – по дороге к машине рассказывает Анатолий Васильевич, осторожно ведя супругу под руку. 

– Мы очень довольны, – с трудом произносит Лидия Афанасьевна. 

– Раньше было крайне неудобно, – поддерживает жену бывший военнослужащий. – 26 ноября мы на этом такси приехали в госпиталь. Вчера позвонил, заказал машину на обратную дорогу, без проблем подкорректировали время…

Откройте мир для всех 

О социальном такси супруги Кравцевичус узнали из газеты, следующие заказчики – Наталья Бульбочка и сопровождающая её сестра Елена Кукса – прочли о службе в объявлении, висевшем на стене в поликлинике. 

В 11.40 мы на улице Циолковского в отделении общей онкологии и восстановительно-пластической хирургии. Наталья Васильевна после операции. 

– Такси воспользовались в первый раз, – рассказывает Елена Васильевна. – В больницу добирались своим ходом. Хоть и не далеко, но с двумя пересадками. Зайти в троллейбус нелегко, а выйти ещё труднее – нога у Наташи не гнётся, – каково было задерживать общественный транспорт, особенно в час пик… А сейчас, как принцесса, едет! 

Около полудня мы у подъездадома, где проживают сёстры. 

…Три часа – три человеческие судьбы. У водителя впереди ещё несколько заказов, после чего он, наверняка, сможет сказать строками из песни Михаила Боярского: "Вот и осталось лишь снять усталость…" 

А нам после такого путешествия необходимо отметить, что, следуя лозунгу "Мир открыт для всех", социальное такси и в самом деле открывает мир для многих нуждающихся. Пока не для всех и не всегда. 

А потому единственным пожеланием тех, с кем удалось пообщаться, было по возможности увеличить количество единиц социального такси в Гомеле (и этот вопрос уже поднимался на 28-й сессии Гомельского городского Совета депутатов) и расширить список мест доставки людей, действительно нуждающихся в помощи. 

  • Право на транспортные услуги "Социальное такси" на бесплатной основе имеют: инвалиды I группы, дети-инвалиды до 18 лет, имеющие 3-ю и 4-ю степень утраты здоровья, ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды-колясочники. 
  • Транспортные услуги предоставляются в порядке очерёдности не чаще одного раза в неделю (за исключением лиц, находящихся на програм-мном гемодиализе, и лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность гражданина (необходимость проведения медицинских процедур согласно показаниям врача)) и сложная для его самостоятельного разрешения) в рабочие дни с 8.00 до 17.30. Заявки принимаются с 8.30 до 17.30 (обеденный перерыв с 13.00 до 14.00). 
  • Доставка осуществляется: в учреждения здравоохранения Гомеля, организации "Белмедтехника", республиканское унитарное предприятие "Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр", реабилитационные отделения и центры (по назначению врача), в органы по труду, занятости и социальной защите и другие органы и обратно к месту жительства. 
  • В транспортные услуги "Социальное такси" не входят доставка пассажиров в лечебные учреждения для оказания срочной (неотложной помощи), а также помощь пассажирам в межэтажной транспортировке, передвижение в объектах инфраструктуры.

Анна Пащенко

Источник: ТУТ БАЙ МЕДИА

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ