Архив:

Школа, доступная каждому. Новый формат обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья

Еще недавно дети с ограниченными возможностями здоровья считались полностью отделенными от реальной жизни. Обучение, развитие и социальная жизнь казались недоступными. Сегодня же особенные дети имеют возможность получать полноценное образование, сдавать ЕГЭ и поступать в вузы наряду с обычными ребятами. Практически в каждом регионе созданы центры дистанционного обучения, так называемые i-школы. Столичные власти создали все необходимые условия, чтобы все юные москвичи, которые хотят учиться, вне зависимости от состояния их здоровья, имели возможность получить образование.

Об особенностях процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Москве рассказал лауреат премии Президента РФ в области образования, кандидат педагогических наук, директор ГБОУ Центра образования «Технологии обучения» Александр Ездов. 

- Как и когда возникла идея создания центра?

- В 2003 году Департамент образования города Москвы при поддержке правительства города объявил программу по дистанционному обучению детей-инвалидов, которым рекомендовано надомное индивидуальное обучение. С этого времени началась реализация нашего проекта. Сегодня в школе создано более 250 учебных курсов, на основании которых для каждого ребенка выстраивается индивидуальный учебный план в соответствии с рекомендациями врачей. В школе проходят обучение около 750 детей от 6 до 20 лет. В основном это дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и соматическими заболеваниями при условии сохранности интеллекта. Дети проходят обучение в очно-дистанционном режиме. Все ученики обеспечены дома интернетом и персональным компьютером. Также у нас есть свои специально оборудованные автобусы для доставки детей в школу для очных занятий.

- Каким образом составляется образовательная программа?

- Основной акцент сделан именно на индивидуальное построение учебной программы в соответствии с возможностями здоровья ребенка. В процессе жизни план может меняться, потому что состояние здоровья учеников нестабильно. Однако все дети занимаются по курсу обычной школы, а не коррекционной, просто каждый в своем темпе. И большинство детей получают государственный аттестат о среднем образовании. Иногда получается так, что ребенок учит физику по программе 8-го класса, а историю по программе 7-го класса. Бывает так, что курс по какому-либо предмету ребенок заканчивает раньше, тогда начинается программа за следующий год. Поэтому проблемы второгодников, то есть тех детей, которые оставлены слушать второй раз тот же самый курс, у нас не существует. Мы двигаемся с ребенком в темпе, комфортном для него. Мы используем все его возможности и стараемся добиться максимального результата с помощью разработанных индивидуальных программ.

- Как учитываются способности и особенности ребенка?

- По каждому ребенку раз в месяц проходит педагогический совет, куда входят его учителя и специалисты-дефектологи. Мы обсуждаем успехи ребенка, его прогресс и дальнейшие меры по развитию способностей каждого ребенка. Педсоветы проходят в виде форума, поэтому каждый преподаватель обязан написать свое сообщение и отсидеться на задней парте не получится. Кроме того, такие письменные комментарии более обдуманные и взвешенные, чем устные сообщения. Это очень эффективная методика.

- Каким образом осуществляется поддержка педагогов? Что изменилось за последние 3 года?

- Принципиальное изменение в том, что в этом году была введена новая система оплаты труда, после чего школа получила возможность развивать приоритетные направления. В первую очередь это отразилось на заинтересованности детей и педагогов. В нашей школе работает около 200 педагогов и около 50 других специалистов (дефектологов, психологов, программистов, инженеров, водителей и т. д.). У каждого ребенка в каждом месяце по каждому предмету заявлено событие. Это либо проект, либо участие в олимпиаде, либо экскурсия в рамках курса. Происходит увеличение нагрузки учителей. Согласно новому механизму оплаты труда, если учитель в своем плане указал и реализовал для каждого ребенка по своему предмету дополнительное событие, то он получает надбавку. Если не реализовал, то надбавку не получает. После того как учителя стали получать надбавку за экскурсионную и проектную деятельность, количество детей, посещающих музеи, выставки, вузы сильно возросло. Экскурсии организовываются практически еженедельно.

Кроме того, доказано, что ребенку интереснее учиться в группе, но вести групповые уроки учителю сложнее, чем индивидуальные. Новая система оплаты труда позволяет оплачивать урок с одним учеником или с группой по-разному. Теперь формировать группы обучающихся стало проще, учителя охотнее идут на работу с несколькими обучающимися. Разумеется, не только финансовая надбавка является главным стимулом для учителей. Важно то, что сформулированы основные приоритетные направления развития. К слову, наше новое положение об оплате труда уже прошло проверку трудовой инспекции, которая подтвердила его легитимность.

- Известно, что дети - большие манипуляторы. Дети с ограниченными возможностями здоровья - в особенности. Каким образом вы повышаете мотивацию к учебе?

- Каким бы интересным по мнению учителя ни был курс, простой лекционный материал детям мало интересен. Поэтому мы стараемся максимально включить ребенка в образовательный процесс, сделать учебу интерактивной. Они, например, получают задания сделать мультфильм или какой-то проект, который будет напечатан на 3D-принтере, или какие-то картины написать в интернете. Курс обучения направлен именно на деятельность ребенка, чтобы он сам что-то делал, открывал, получал информацию именно самостоятельно. Кроме того, мы учитываем и время, в которое комфортнее заниматься конкретному ребенку, когда он чувствует себя максимально хорошо. Занятия у нас идут с 8 утра до 9 вечера, для некоторых делается большой перерыв в середине дня между уроками в силу их физических особенностей.

- Как выстраивается взаимодействие с родителями?

- Родители особенных детей в большинстве случаев настроены по-боевому. Они вынуждены добиваться пособий, льгот и т. д. Часто родители недоверчивы, опасаются за своего ребенка. Но нам родители все чаще сегодня улыбаются и говорят спасибо, что очень приятно и является самой важной оценкой нашей деятельности. При дистанционном обучении родители являются нашими главными партнерами. Родители помогают корректировать учебный план, вносят конструктивные наблюдения и замечания. И эта обратная связь для нас крайне важна. Родители дают свои рекомендации относительно вариативной части учебного плана, советуют, по какому предмету стоит добавить учебных часов, а по какому - наоборот, сократить. И учебный план можно поменять с новой учебной четверти. Поэтому с родителями у нас выстроены конструктивно-доверительные отношения. Мы все понимаем, что мы делаем одно дело.

Дарья Васильева

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ