Архив:

Если очень захотеть, можно в небо полететь

Так бывает каждый год: вроде бы взрослые серьезные люди, а в конце декабря все равно поддаемся предпраздничной мишуре и начинаем верить в волшебство. Спустя пару недель морок отпускает: праздники прошли, а чуда так и не случилось. Самое время вернуться в реальную жизнь и осознать, наконец-то: чудеса случаются не там, где их сильно ждут, как утверждают психологи. Они случаются там, где над ними упорно работают.

Небо, отрытое для всех

Свидетелями этого зрелища стали миллионы зрителей по всему миру и еще 80 тысяч, наблюдавших за церемонией открытия Паралимпийских игр-2012 лично. В первые же минуты феерического действа небо над Лондоном зажег самолет Tecnam Twin, специально переоборудованный для выполнения пиротехнического шоу.

Впрочем, эта переделка была еще не самой главной. Куда важнее, что для выполнения того полета самолет пришлось переоборудовать полностью ручной системой управления. Все потому, что за его штурвалом сидел инвалид – ефрейтор Британской армии Дэйв Ролинс (Dave Rawlins). В 2008 году в ходе миротворческой операции в Афганистане он лишился правой ноги. Потеряв возможность ходить, вместо этого он решил летать, и буквально за год до Игр сумел добиться получения сертификата PPL. 

Удалось это во многом благодаря участию благотворительной организации Aerobility. Название, составленное из слов Aerospace + Ability, намекает на миссию компании – двадцать с лишним лет здесь дарят людям с ограниченными возможностями шанс подняться в небо. Специально для паралимпийского полета Дэйва на заводе Tecnam в городе Капуа (Италия) самолет марки Twin P2006 прошел серьезную «ремортизацию» на предмет соответствия требованиям Управления Гражданской авиации Великобритании EASA/UK CAA.

Впрочем, тем полетом чудеса не завершились. Буквально в конце 2013 года история получила продолжение. 23 декабря корпорация Costruzioni Aeronautiche Tecnam официально анонсировала первый тестовый полет первого самолета P2002 JF в модификации, специально созданной для управления людьми с ограниченными возможностями. Это не просто первый самолет такой марки – это вообще первый в мире сертифицированный самолет на ручном управлении.

Человек с неограниченными возможностями

Инвалид инвалиду рознь. Оно, может быть, не слишком корректно по отношению к людям с ограниченными возможностями, но нужно называть вещи своими именами. В наших реалиях, например, где присвоение инвалидности связано прежде всего с понятием «утрата трудоспособности», третью группу вполне может получить вполне себе здоровый дядька с 30-процентной потерей слуха. Как? Да очень просто: если он летчик, ВЛЭК он даже с небольшой тугоухостью не пройдет, а значит работать не сможет. Как говорится, утрата трудоспособности налицо. С другой стороны, сесть в частном порядке за штурвал легкого спортивного самолетика, ему эта тугоухость никак не помешает, вот только можно ли назвать полет такого «инвалида» чудом?

Надо ли говорить, что в жестких объятиях отечественной системы врачебно-летных комиссий появление второго Маресьева уже невозможно? Наши доктора от авиации за здоровьем родных пилотов чутко бдят: раз уж с потерей слуха летать нельзя, что говорить об отсутствии конечностей? Будь ты хоть трижды настоящим человеком, ВЛЭК не пройдешь. Тем удивительнее знать, что где-то подобные чудеса все же возможны. 

Нет, 33-летняя Джессика Кокс из Аризоны военных подвигов не совершала. В силу редкой генетической аномалии девочка сразу появилась на свет без обеих рук. Родители, конечно, сделали ей протезы, но с самого детства она их люто возненавидела – мало того, что постоянно нужно заряжать аккумуляторы, так еще и выглядят уродливо. Вместо этого Джессика стала учиться выполнять их функции ногами. Сначала научилась водить машину, потом получила черный пояс по тейквондо, потом еще один черный пояс, попутно освоила макияж и гигиенические процедуры, вплоть до замены контактных линз, а в 2008г., после трех лет тренировок, получила лицензию PPL на сверхлегкие одномоторные самолеты. На сегодняшний день она – первый и единственный в мире безрукий пилот. Но и этого оказалось мало: девушка получила степень бакалавра в области психологии Аризонского университета и летает теперь по всему свету с лекциями о том, что ограниченные возможности инвалидов на самом деле безграничны так же, как небо над головой. 

Маресьев нашего времени

Говорят, бывших летчиков не бывает. Однажды обручившись с небом, человек рано или поздно обязательно туда вернется – что бы не случилось. Уж если браки совершаются на небесах, то любовь к небу и подавно регистрируется где-то там, в облаках, и разорвать эту связь никакая ВЛЭК не в силах. Так было и с ним – «вторым Маресьевым», как прозвали после случившегося Сергея Александровича Соколова.

Началась его история совсем банально: родился в Туле, мальчишкой попал на аэродром ДОСААФ, влюбился в небо. Поступил в Качинское военно-авиационное училище, постепенно освоил целую линейку истребителей МиГ и Су. В 1983г. был командирован на авиационную базе в Баграме, Афганистан. 25 апреля 1984г. летчики получили задание уничтожить станцию ПВО противника: это был 119-й боевой вылет старшего лейтенанта Соколова. 

e4267b35dd593b673022511be93c3fdb.jpg

На высоте 1200 метров в его Су-17 попала зенитная ракета. Летчик успел дернуть ручку катапульты, но высоты было мало – парашют раскрылся уже у самой земли. Спасло Соколова пересохшее русло реки, в которое он случайно попал. Оказавшись в плотном окружении, больше часа он в одиночку вел бой, израсходовав весь боезапас. Последнюю гранату с выдернутой чекой прижал к груди – чтобы не сдаваться живым, но тут как раз подоспели наши вертолетчики. Нашли его без сознания, а вокруг два десятка убитых моджахедов.

Первую операцию ему сделали прямо в санитарном самолете. Очнулся Соколов только на четвертые сутки – за это время в полк успели сообщить, что летчик умер. А всего операций было 12, два с лишним года в госпиталях. С летной работы, разумеется, списали – какие полеты, если ноги не слушались, болели, и приходилось заново учиться ходить? Маленькими шажочками, превозмогая боль и бюрократические препоны, он шел к своей цели: вернуться в небо. 

Для начала поступил учиться на штурмана в Военно-воздушную академию. «Получить допуск к полетам в то время было практически невозможно, — вспоминает Сергей Александрович. — В кабину МиГа сел втихаря. Мне пошли навстречу люди, понимающие ситуацию». После контрольного полета с летчиком-испытателем, добился все же официального разрешения летать – было это в 1995 году, спустя ровно 10 лет после решения ВТЭК о признании его инвалидом.

Правда, еще за год до этого, 18 апреля в составе международной арктической экспедиции Сергей Соколов первым в мире среди инвалидов совершил прыжок с парашютом на Северный полюс, за что Указом Президента был удостоен звания Герой России. А летать он продолжает и сейчас: на должности руководителя Первого Московского областного аэроклуба.

Леликова Елена

Источник: JETS.RU