Архив:

Летают все. Определён список авиамаршрутов для субсидирования

Абакан, Кызыл и Талакан для иркутян, Новосибирск и Красноярск для жителей Братска. Реальностью могут стать также прямое сообщение столицы Приангарья с Томском, Барнаулом и льготные билеты в Санкт-Петербург и Сочи для молодёжи, пенсионеров и инвалидов. Всё это разнообразие грядёт благодаря двум программам господдержки региональных авиаперевозок. 

Перелёты внутри региона субсидируются за счёт областного бюджета. При этом цель у всех программ одна: развить маршрутную сеть внутри страны и помочь авиакомпаниям обновить парк судов.

За границы области

Большую часть возможностей жителям региона предоставляет федеральная программа, рассчитанная на 2014–2016 годы. В её рамках выбрано 18 узловых аэропортов по всей России, где пассажиропоток превышает 1,3 млн человек, в их число вошёл и Иркутск. Также утверждён список маршрутов, на каждом из которых по федеральной субсидии может работать только одна авиакомпания. На данный момент маршрутов 85, перевозчиков – 21 (среди них иркутские компании «Ангара» и «ИрАэро»). Все полёты выполняются из узловых аэропортов за пределы региона, но на расстояние не более 1200 км (или 2400, если речь идёт о Дальнем Востоке). Не возбраняется летать и дальше. Правда, в этом случае в силу вступает принцип софинансирования: 50% предоставляет федерация, вторую половину по-братски делят субъекты.

В перечне маршрутов на официальном сайте «Росавиации» значатся шесть направлений, представляющих особый интерес для нашего региона. Это Иркутск – Абакан, Иркутск – Кызыл, Иркутск – Нерюнгри и Иркутск – Талакан, а также Братск – Новосибирск и Братск – Красноярск. Все они (за исключением рейса Иркутск–Нерюнгри) должны быть запущены уже в феврале. Полёты из Иркутска в Абакан, Кызыл и Талакан будет осуществлять авиакомпания «ИрАэро». В прошедшую пятницу билетов в кассах ещё не продавали, конкретных дат тоже не озвучивали. Известно лишь, что продажи должны начаться как минимум за пять суток. 

Зато полная ясность царит относительно братских рейсов. В Новосибирск дважды в неделю будет летать новый Ан-148 авиакомпании «Ангара». Как рассказали «Конкуренту» в пресс-службе перевозчика, вылеты из Братска намечены на понедельник и среду, из Новосибирска – во вторник и в четверг. Тариф при полёте в одну сторону – 6,5 тысячи рублей. Из Братска в Красноярск, также с февраля, можно будет улететь на 19-местных самолётах L-410. Об этом на своём официальном сайте сообщает авиакомпания «Крас-авиа». Рейс будет выполняться трижды в неделю – по понедельникам, средам и пятницам – из обоих городов. Стоимость билета в одном направлении – три тысячи рублей.

Также небезынтересно, что другой иркутский перевозчик, «ИрАэро», будет выполнять полёты по субсидированным маршрутам за пределами Иркутской области. В частности, иркутские самолёты будут летать по направлениям Улан-Удэ – Хабаровск, Якутск – Магадан, Новосибирск – Омск. Об этом «Конкуренту» сообщили в пресс-службе областного правительства. 

Будет – не будет

В рамках этой же программы могут быть возобновлены рейсы Иркутск – Барнаул и Иркутск – Томск. Пока регионы ведут переговоры. Если решение будет положительным, Иркутской области придётся раскошелиться и заплатить за удовольствие  из регионального бюджета – по 25% стоимости каждого направления.

По словам помощника президента РФ Игоря Левитина, рейсы из Иркутска в Сочи и западную часть России (Санкт-Петербург и Москву) также могут попасть в число субсидируемых. Правда, это уже другая программа и другой механизм: здесь деньги выделяются не на рейс, выполняемый авиакомпанией, а на отдельного пассажира. Поэтому даже в случае успеха воспользоваться относительно дешёвым удовольствием сможет не любой желающий, а только дети и молодые люди до 23 лет, женщины за 55, мужчины за 60, инвалиды I группы и их сопровождающие. Программа эта не круглогодичная, действовать она будет с апреля по октябрь включительно. Сейчас заветный документ находится на рассмотрении у председателя правительства. Если он будет одобрен, улететь в столицы и на юг относительно дёшево можно будет уже в мае. 

По-домашнему

Областные маршруты также не остаются без внимания: субсидии авиакомпаниям выделяются по ряду направлений, которые важны для региона, но нерентабельны для перевозчиков. По словам министра транспорта региона Артура Сулейменова, 33 млн рублей предусмотрено на 413 рейсов по направлениям Иркутск – Казачинское, Иркутск – Усть-Илимск, Иркутск – Нижне­удинск и Иркутск – Железногорск-Илимский. Кроме того, субсидии направляются на поддержание авиасообщения по маршрутам Иркутск – Братск, Иркутск – Ербогачён, Иркутск – Мама. 450 рейсов по этим направлениям обойдутся областному бюджету в 76 млн рублей. В целом на развитие региональных перевозок в 2014 году областное правительство запланировало потратить 160 млн, а при хорошем раскладе – 172 млн рублей. Помимо субсидирования рейсов, по словам губернатора Сергея Ерощенко, важно уделить внимание обновлению парка самолётов и восстановлению аэропортов в малых городах. 

В какой-то мере этот процесс начался ещё в прошлом году. Сулейменов сообщил, что в 2013-м в экс­плуатацию были введены четыре новые посадочные площадки (в Усть-Илимске, Железногорске-Илимском, Казачинском и Хужире), которые простаивали от 7 до 17 лет. Кроме того, был открыт рейс Иркутск – Нижнеудинск. За прошлый год по этим направлениям было перевезено 1700 пассажиров, в целом прирост внутрирегионального пассажиропотока в Иркутской области составил 5%.

Впрочем, несмотря на положительные изменения, определённая тревога остаётся. Будут ли новые рейсы – как межрегиональные, так и внутриобластные – востребованы, когда поддерживающие программы закончатся? Удастся ли ­обеспечить их наполняемость и достичь рентабельности? Не случится ли так, что спустя некоторое время открывшиеся маршруты будут закрыты вновь? «Пока востребованность недавно запущенных рейсов недостаточно высока», – признали в пресс-службе облправительства, имея в виду авиаперевозки внутри области, в частности рейсы в Железногорск и Нижнеудинск из Иркутска. Однако было подчёркнуто, что позиция министра транспорта Артура Сулейменова такова: если полёты по какому-то направлению начинаются, рейсы отменяться не должны, работу необходимо продолжать, какой бы тяжёлой и длительной она ни была. К тому же «нераскатанность» новых рейсов иногда бывает преувеличенной. Так, билеты на самолёты, трижды в неделю летающие в Казачинское, раскупаются полностью.

Билеты должны быть «по карману», говорят чиновники о ценах на субсидируемые перевозки по области. В пресс-службе уточняют: на уровне 3,5 тысячи рублей в один конец. Много это или мало, вопрос спорный. Говорят, что в Казачинском жители выходят с обращениями: увеличьте цену с трёх с половиной до четырёх тысяч, только сделайте рейсы ежедневными. Если подобную народную любовь снищут и другие рейсы, областной рынок авиаперевозок продемонстрирует в 2014-м ещё более уверенный прирост.

Елена Коркина

Источник: Медиа-портал ВСП

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ