Архив:

Объект особого ожидания. Аппарат «искусственная почка» подкрепляет надежду на выздоровление

Почечная недостаточность. Пока этот недуг не коснется тебя лично или твоих близких, о нем имеешь самое общее представление. Но даже когда дилетантски приближаешься к этой теме, узнаешь, что это следствие самых различных заболеваний и оно не просто приводит человека на больничную койку, а буквально берет в плен. К аппарату фильтрации крови недуг привязывает человека на многие годы – процедуру надо проводить через день по четыре часа. И очень важно, чтобы долгие сеансы очищения проходили в достойных условиях. 

Сегодня почти все «искусственные почки» региона со­средоточены в одном месте – в гемодиализном отделении областной больницы. Пациенты здесь из самых разных городов и сел тверского региона. Ирина Новикова из Бежецка говорит, что попала в палату экстренной помощи и подготовки к заместительной почечной терапии неожиданно для себя. Три года самостоятельно справлялась дома с так называемым перитонеальным диализом и даже ухитрялась при этом работать воспитателем в центре для несовершеннолетних. Но после Нового года почувствовала себя неважно – набрала лишней жидкости, стало нечем дышать. Здесь врачи ее в прямом смысле спасали. На скромные больничные условия не жалуется. Главное, говорит, специалисты здесь квалифицированные и заведующая отделением Галина Нечаева – человек душевный и безотказный, всем старается помочь, каждого пытается встроить в график аппаратного диализа в приемлемое для него время.

Согласна со своей соседкой по палате и попавшая сюда с осложнением Лидия Огурцова, бывший агент Госстраха, которая регулярно ездит к «искусственной почке» из своего Крас­ного Холма. Болеет уже лет 15. Останавливается обычно в пансионате рядом с больницей. За проживание в нем берут недорого – 160 рублей в сутки. 

Во всех диализных палатах – ряды кроватей, подсоединенных к достаточно громоздким, в рост человека аппаратам. Во время четырехчасовой процедуры кто спит, кто читает. Жительница Кашина Галина Романова говорит, что из-за болезни и дня не проработала технологом литейного производства после Калязинского машиностроительного техникума. Три года провела на перитонеальном диализе. Теперь муж на своей машине через день возит ее сюда.

Несмотря на болезнь и инвалидность, Галина Николаевна не теряет оптимизма. Стремится радоваться в окружающем мире каждой капельке добра. В этом году, отмечает, в больнице существенно улучшились условия для передвижения на коляске – появились не только удобные пандусы, но и широкие раздвижные двери и даже специальные перила в туалетах. Проблемы она тоже, конечно, не может не замечать. Восстановился бы, мечтает, магазинчик при бывшей столовой пансионата.

Диалоги о диализе

Заместитель главного врача больницы Игорь Лисин смот­рит на проблемы лечения почечных больных, понятное дело, глубже, глобальнее:

– На диализе иные пациенты живут и по тридцать лет. Но сегодня самый физиологичный, социально адаптированный, полностью возвращающий человека к нормальному образу жизни метод лечения – это все же имплантация донорского органа. Заведующая отделением гемодиализа Галина Нечаева, кстати, является и главным внештатным профильным специалистом министерства здравоохранения региона по трансплантации, хотя само это направление высокотехнологичной помощи больным у нас только начинает развиваться. Сейчас наши больные по направлениям экспертной комиссии получают эту помощь в Москве. За весь прошлый год там почка была трансплантирована пятнадцати тверитянам. Конечно, это почти в пять раз больше, чем в предыдущие годы, но примерно в десять раз меньше, чем требуется. В области что ни год выявляется около 50 больных, нуждающихся в диа­лизном лечении. Как ни сложно, особенно в этическом плане, этот метод необходимо развивать, именно за ним – будущее. В настоящем же мы пытаемся отладить и процесс предоставления больным услуг по гемодиализу. Конечно, график этих процедур в отделении – всеобщий камень преткновения. Объясняется это просто: аппаратов «искусственная почка» в наличии 20, а нуждающихся в них пациентов – 160. Машины работают в четыре смены, и время сеанса может назначаться и в 12 ночи, и в 4 утра… Понятно, что особенно неудобно это для пациентов из районов. 

Инвестиции в здоровье – на основе ГЧП

Для решения сложнейшей медико-социальной ситуации в рамках государственно-частного партнерства между правительством региона и немецкой компанией Fresenius Medical Care в конце 2011 года было заключено инвестиционное соглашение на строительство и последующую эксплуатацию на территории нашей больницы гемодиализного центра. Он призван оказывать высококачественные амбулаторные услуги. Эта фирма широко известна в мире своей организацией диализного лечения и производством соответствующего медицинского оборудования и расходных материалов к нему. На территории России она имеет около тридцати своих диализных центров.

Предполагается, что наш, тверской, будет оснащен 40 аппаратами «искусственная почка» и сможет принимать до 240 больных в сутки при работе в три смены. Услуги центра жителям региона будут предоставляться бесплатно, как и сейчас, несмотря на более совершенное оборудование и высокое качество условий пребывания.

– Мы очень заинтересованы в сотрудничестве с новым цент­ром, – убежден доктор Лисин. – Главный нефролог области Татьяна Мамкина уже и специализированные кадры врачей для него подготовила – инициативную и грамотную молодежь. Не полностью закрыта еще разве что проблема подбора среднего медперсонала. Но и это решаемо. Свою роль сыграет оплата труда, которая в центре будет несколько выше, чем у нас в отделении. Хотя, конечно, и организация труда там будет иной, более интенсивной.

– Но и наш стационар, в котором сейчас 15 коек, после открытия центра продолжит работу, – включается в разговор заведующая отделением Галина Нечаева. – Здесь мы по-прежнему будем проводить обследования, оказывать помощь при осложнениях и готовить пациентов к диализу.

Стремясь уже сейчас облегчить участь наших больных, немцы поставили нашему отделению безвозмездно, на апробацию, три новенькие «искусственные почки» самого последнего поколения. Они уже подключены и работают. Как и пациенты, мы с немецкими партнерами с надеждой смотрим, как ведется строительство нового корпуса. Его курирует ООО «ИнстройРегион». 

И все же – когда новоселье?

Спросим об этом самих строи­телей. Издали с некоторым удивлением замечаю, что объект в глубине больничного двора вполне жив. С полиэтиленовых покрытий его стен стряхивается снежная пелена.

Поскольку снег не слежавшийся, очевидно, что рабочие на стройке каждый день. И руководство ее на объекте в полном составе. Представитель заказчика, ООО «ИнстройРегион», Сергей Ковтунов говорит, что больные до самого снега подходили и даже подъезжали к нему на инвалидных колясках с этим самым главным вопросом «Когда?». Заминка в логике проведения работ есть, и этого никто не скрывает. Причины называет Сергей Ковтунов:

– Объект как-никак пилотный. Чего стоит, к примеру, одна вентиляция с восьмикратным обменом воздуха! Но всерьез дело застопорили все же стеновые сэндвич-панели. Они изготавливаются во Владимире. Поскольку было пересогласование некоторых моментов первоначального проекта и параметры панелей изменились, нам пришлось размещать на заводе дополнительный заказ на панели большей толщины. Теперь – включим все внимание! – заводу для производства панелей,

идущих на строительство объектов медицинского назначения, пришлось обзаводиться специальным сертификатом. В результате исполнение заказа заняло не месяц – полгода. Сейчас проблем нет. 

Корпус готов к обеспечению теплом. В полном соответствии с техническими условиями и согласованиями с эксплуатирующей организацией, ООО «Венея», вдоль больничного забора давно проложена теплотрасса длиной в 500 метров. Как только здание будет остеклено, можно подсоединять тепло и приступать к отделочным работам. Замерщики окон на объект приезжали.

Заказ этот уже и проплачен. Планируем начинать стеклиться в середине февраля. Прорабатывается вопрос водоснабжения и водоотведения. Есть согласование на трассу длиной 500 метров, но мы видим возможность и более оптимального решения.

Сергей Иванович уверен, что контур корпуса будет закрыт уже в марте, а в полную строительную готовность объект придет к маю. Тогда же будет выполняться и благоустройство, поскольку многое при этом зависит не только от рабочих, но и от погоды.

Представитель генерального подрядчика, ЗАО «Кремакс-КОНКОР», прораб Саид Муса такие сроки не подвергает сомнению. Указывая на аккуратно уложенные строительные материалы, комментирует:

– Вот вентиляционное оборудование, мягкая кровля, утеплитель для нее… Рабочие сейчас чистят снег для того, чтобы начинать укладывать рулонную кровлю. На это понадобится неделя-другая, а там и окна должны подоспеть. 

Сомнения по поводу целесообразности выполнения этих работ в условиях морозной погоды Саид Мухаммедович отвергает: 

– Мы ведем работы в любую погоду. Технология позволяет, да и время поджимает. Переноса сроков не будет. Как пообещали губернатору, в такие сроки и сдадим.

В московском офисе немецкой фирмы подтвердили: новейшее оборудование для этого объекта было заказано еще на этапе планирования. Оно готово к отправке и дожидается надежного тверского дома.

Людмила Сидорова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ