Архив:

Ни льгот, ни денег...

По расчетам Кабинета министров Украины, перевозка одного льготника в месяц на общественном транспорте в Одесской области должна обходиться бюджету в пять гривен, а в самой Одессе - аж одну гривну. За эти копеечные компенсации транспортники должны ежедневно обслуживать сотни тысяч инвалидов и пенсионеров. В результате автопредприятия всеми возможными способами экономят на льготах, а контролирующие органы делают вид, что не замечают нарушений. Страдают от этого простые граждане, для которых каждая поездка в поликлинику или на рынок превращается в настоящий кошмар.

В ожидании зеленой таблички

Марина Сергеевна просто в отчаянии. Уже более часа пенсионерка ждет на остановке льготную маршрутку. Добраться до поликлиники на 15-й станции Большого Фонтана другим видом транспорта не представляется возможным: 18-ый трамвай сняли на время реконструкции, а его «маршруткозаменитель», работающий в обычном режиме, довозит лишь до девятой станции.

- Ну, еще подожду с полчасика, а если не приедет, придется платить два рубля, выхода все равно нет, - сетует женщина. - Мне сказали, что такой автобус должен быть, вот только когда он будет на 6-й станции неизвестно. Табличек нет с расписанием движения, а куда звонить я не знаю.

В таких ожиданиях проводят часы все, кто решил воспользоваться услугами автобусов, следующих в так называемом общем режиме ((стоимость проезда пятьдесят копеек и действительны все виды льгот). Корреспондент «Таймера» убедился в этом на собственном опыте: прождав полтора часа на 5 станции Большого Фонтана, он увидел лишь один автобус с зеленой табличкой «общий режим».

Как платите, так и возим

Безусловно, льготники для автопредприятий, как кость в горле. Правда, по вполне объективным причинам.

- Каждый рейс человек пять точно с удостоверениями, а нам на них ничего не платят, - говорит водитель Сергей.

По словам Алексея Орловского, главы общественной организации «Лицом к лицу», проверявшей распределение компенсаций за перевозку льготных категорий пассажиров, в прошлом году государство выделило Одессе на эти цели всего 1 миллион 200 тысяч гривен. А льготников в городе около 250 тысяч. То есть, получается, по 40 копеек на человека в месяц. В государственном бюджете не хватило денег даже на положенную по расчетам Кабмина гривну.

Многие мелкие предприятия-перевозчики от такой милости и вовсе отказались - бюрократической возни больше, чем реальных денег.

Другие же якобы потратили государственные средства по назначению - т.е. запустили на маршруты автобусы с «зелеными» табличками. Однако есть ли такие машины на линиях или нет, никто не проверяет. А водители меняют таблички «Маршрутное такси» и «Обычный режим» по своему усмотрению.

- Водители постоянно ездят с другими табличками, хотя числятся работающими в обычном режиме, - говорит Орловский. - Нам известны случаи, когда водители по ходу движения маршрута меняли таблички.

Как рассказывает Георгий Хаскин, директор научно-производственного центра «Экономинформ», многие годы занимающегося проблемами перевозок, ранее обязанность контролировать расходование государственных денег лежала на местных управлениях транспорта. Однако потом эту почетную обязанность передали управлениям труда и социальной политики.

- Сотрудникам соцзащиты непонятно, как контролировать использование этих денег, не привлекая профессионалов транспортной отрасли, - рассказывает специалист. - Для них это всего лишь одна из статей в бюджете, числящаяся как «другие льготы», а управлению транспорта на это наплевать, ведь контроль - на соцзащите.

В общем, транспортники делают вид, что за копейки организовывают перевозки льготников, а муниципалитет, понимая абсурдность сумм компенсации, - не очень-то давит на перевозчиков. Контролируется наличие автобусов, работающих в обычном режиме, лишь при проведении конкурса на право организации пассажирских перевозок. Количество единиц техники, предназначенной для обслуживания льготных категорий, записывают в бумажки, которые до следующего конкурса пылятся в сейфах.

Нет денег - нет коррупции

Недавно на всеукраинском совещании транспортников в Крыму один из участников предложил отказаться от практики централизованных дотаций и перейти к адресной помощи непосредственно льготникам - чтобы, мол, чиновники и перевозчики не разворовывали деньги. Минтранс эту инициативу поддержал, однако дальше разговоров дело не продвинулось. Против нововведения выступили органы соцзащиты, заявив, что, суммы, которую предполагается ежемесячно давать среднестатистическому пенсионеру или инвалиду в качестве адресной помощи, не хватит тому даже на поездку в один конец.

Поэтому с коррупцией решили бороться другим путем - в нынешнем году на перевозку пассажиров-льготников из госбюджета не выделено ни копейки. А раз нет денег - нет и коррупции.

Ольга Александрова

Источник: od.ua

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ