Архив:

Начать жизнь с нуля

"Врачи говорили, что не выживу, а я вновь научился ходить и даже плавать", - улыбается  макеевчанин Евгений Пугач. В свои 20 лет парень понял, что значит потерять всё и не сдаться.

"Меня хотели сразу везти в морг"

Прошлогодняя рождественская ночь стала для семьи Пугач самой ужасной в жизни. Тогда Женя ещё был любителем повеселиться. Компания из пяти человек, включая его, каталась по Донецку. Не рассчитав скорость, молодые люди въехали прямо в здание аптеки неподалёку от бывшего автовокзала "Северный". Тогда информация о страшном ДТП облетела все СМИ. Водитель-виновник аварии не пострадал, а вот пассажиры получили сильные травмы, причём основной удар пришёлся на Евгения.

- Когда приехала "скорая", врачи сразу хотели отправить меня в морг как погибшего, - вспоминает парень.

- Сыну досталось больше всех, - дополняет его отец Владимир Пугач. - Он сидел на переднем пассажирском сиденье, не был пристёгнут ремнём безопасности, к тому же основной удар пришёлся как раз с его стороны. Врачи сразу посчитали, что случай не совместим с жизнью. Но друзья настояли, чтобы вызвали спасателей. Последним пришлось буквально вырезать его из машины. С переломом основания черепа, разорванной на три части печенью и в коматозном состоянии Женю отправили в областную травматологию.

Операция длилась три часа, однако и после неё врачи не давали Жене особых шансов на жизнь. Он пролежал в коме 21 день.

- Больше всего мы боялись, что он придёт в себя и окажется, что мозг не может нормально функционировать, - говорит Владимир. - Его спасло, в первую очередь, то, что он всю жизнь активно занимался спортом. Занимал первые места во всеукраинских юношеских чемпионатах по джиу-джитсу. Был очень крепким парнем, мог запросто выйти один против троих, любил клубы и активный отдых. Его знала вся молодёжь Макеевки, и когда случилось несчастье, постоянно кто-то звонил, приходил, люди собирали деньги, чтобы помочь.

Из областной травматологии парня перевели в реанимацию в Макеевку, где он пролежал месяц. Потом два месяца провёл в нейрохирургии и попал в реабилитационный центр. Сейчас врачи, которые когда-то не давали Жене шансов, в один голос удивляются тому, как молодому человеку удалось за год добиться результатов, которых в таких случаях не всегда достигают и за три.

Из инвалидной коляски - в бассейн

С получением инвалидности жизнь парня превратилась в постоянную работу над собой.

- Каждый день занимаюсь, - рассказывает он. - У меня в комнате есть тренажёры: велосипед, шведская стенка и штанга. Но для неё нет "веса", - на недоумённый взгляд отца Женя отвечает: 20 килограммов - это разве нагрузка? Так, баловство. - Каждый день проходит по расписанию. После завтрака обязательно зарядка, которая длится час, потом общаюсь в социальной сети, затем логопедические упражнения и гимнастика для развития моторики. Уже немного получается писать. Люблю гулять по городу, могу пройти с передышкой около трёх километров.

Мы встретились с Женей на тренировке по плаванию. Он хоть и не может пока самостоятельно владеть кролем и брассом, но сам спускается в бассейн и плавает со специальными пенопластовыми трубками. Даже не скажешь, что молодой человек только в прошлом месяце встал с инвалидной коляски.

Кроме плавания, Женя уже научился ездить на лошади. Поначалу это рассматривалось лишь как средство реабилитации, но теперь он уже поговаривает о том, что в следующем сезоне хочет перейти на галоп. О спортивных достижениях парень больше не мечтает, уверяет, что хочет одного - продолжить заниматься любимой работой, собирать мебель. Пережитая трагедия сделала его серьёзным и взрослым не по годам.

- Сначала ко мне приходило много знакомых, - вспоминает он. - Но когда пошёл на поправку и стало понятно, что всё обошлось, остались лишь самые преданные. Друзья не забывают меня. Иногда водят в кафе или просто катают по городу. Это очень помогает.

Лечение сына стало целью жизни

Родители бросили все силы на то, чтобы поставить единственного ребёнка на ноги. Этот процесс оказался крайне затратным. Одно только пребывание в реанимации обошлось в десятки тысяч гривен.

- Мы потратили все сбережения, деньгами помогали и друзья, и родственники, пришлось продать машину, - рассказывает Владимир Пугач. - И сейчас во всём себе отказываем, лишь бы хватало на лечение. Лекарства, которые приходится принимать, достаточно дорогие. В данный момент ему необходимо в центр реабилитации, чтобы пройти полноценное лечение, однако это стоит от 500 гривен в день. Чтобы ухаживать за сыном, мне пришлось уйти с работы и потерять постоянный заработок. Выжить с инвалидом первой группы на минимальное пособие в 900 гривен и надбавку по уходу в 170 гривен невозможно. Нам открылась другая реальность. Постоянно приходится сталкиваться с непонятной медицинской бумажной волокитой. Даже полагающуюся бесплатную путёвку в санаторий не удалось получить.

Вот и приходится выполнять реабилитационные программы на дому. Можно сказать, сейчас папа - его личный тренер. Отступать уже некуда, признаются родители: "У Жени такое большое желание вернуться к прежней жизни, что мы не вправе сдаться".

Комментарий:

Впереди только улучшения

О том, что худшее позади, говорит и врач-невролог Центра реабилитации больных со спинномозговой травмой и ДЦП Светлана Коробова.

- К нам Женя впервые обратился, когда ещё был в инвалидном кресле и не мог говорить, - вспоминает она. - У него был сильный ушиб головного мозга. В данный момент компьютерная томография выявляет позитивную динамику. Он прошёл три курса лечения. Из опыта могу сказать: если пациент начинает говорить, значит, впереди его ждут только улучшения.

Марина Самара