Архив:

Жизнь – это движение

«Руки-ноги на месте - справишься!» - нередко подбадриваем мы впавших в уныние знакомых, забывая о том, что преодолеть обстоятельства помогает в первую очередь сила духа. Доказательство этого - жизнь и борьба людей с ограниченными возможностями.

Возможности неограниченны?

- Меня раздражает, когда произносят слово «инвалид»! Случается слышать даже от своих друзей-колясочников, порой и в виде жалоб: «Мы же инвалиды…» Не смейте, говорю. Пока ты можешь двигаться, пока ты можешь видеть,  разговаривать и что-то делать - ты не инвалид. Жизнь - это движение!

Калужанин Валерий Герасимов имеет право так говорить: в 1998 году он какое-то время работал в городском обществе инвалидов и видел людей, прикованных к постели, которые могут только дышать, несмотря на то, что живут.

У Валерия другая жизнь: он работает охранников в коммунально-строительном техникуме, ходит в спортзал, является победителем городских и областных соревнований по плаванию и поёт, поскольку обладает неплохим голосом. Согласитесь, дано это не всем - вот и получается, что возможности каждого из нас в чём-то ограничены. У Валерия Герасимова свои ограничения: в 2001 году он лишился обеих ног.

Свою судьбу решаешь сам

- Я рос без родителей, а потому обучался в разных учебных заведениях, - рассказывает Валерий. - Девять лет проучился в Ульяновской школе-интернате, десятый класс окончил в Людиновской, затем приобрёл в калужском училище профессию специалиста по ремонту обуви. В 2001-м устроился на работу в общество инвалидов.

Жил, работал, мечтал о своей семье - в общем, как все. А ещё очень хотел найти родителей.

- Искал через справочное бюро, через Управление ЗАГС, - рассказывает Валерий. - Однажды мне дали координаты женщины из Мещовского района, у которой с моей матерью не совпадала только дата рождения. Я поехал. Мать не нашёл, зато познакомился с девушкой, стали готовиться к свадьбе…

В тот злополучный день, 16 ноября, Валерий приехал в Калугу накануне снять с книжек деньги на свадьбу, зашёл к друзьям по училищу, посидели - и Валерий понял, что опаздывает к невесте. На вокзал приехал на автобусе, к электричке кинулся бегом. На перроне поскользнулся  - накануне как раз подморозило…

Затем были полгода в областной больнице: три ампутации, две «пластики», две клинические смерти... Девушка из жизни исчезла.

Выписавшись, Валерий не смог даже попасть в общежитие: закончилась временная регистрация и комендант не пустил. Получить без регистрации пенсию тоже было невозможно. Молодой человек остановился у друга, в управлении соцзащиты ему выделили тысячу рублей на два месяца. Своей квартиры у него не было: это только по закону власти обязаны предоставить сироте жильё, в жизни же этот вопрос приходится порой решать с боем.

Ещё лёжа в больнице, он обращался с этим вопросом к городскому голове Иванову. В ответе говорилось, что судьба молодого человека в руках врачей: предполагалось, что дальнейшая его жизнь может пройти в специальном доме-интернате. А вот лечащий врач, травматолог Юрий Коробков, сказал совершенно противоположное: «Свою судьбу ты решаешь сам». Валерий решил и - отправился к Иванову уже на личный приём. Через неделю ему была предоставлена отдельная комната в общежитии.

Настоящие друзья

Началась новая жизнь, и привыкнуть к ней было непросто. В такие моменты жизни, как никогда, нужна поддержка друзей. Друзья к Валерию приходили, но вся «поддержка» заключалась в совместной выпивке.

- Соседи хорошие были: семья Кочетовых и семья Сулеймановых, - вспоминает Валерий. - Очень мне помогали: готовить учили... И с питанием, когда всю пенсию пропивал...

Настоящие друзья появились в жизни внезапно, когда после одной из «дружеских посиделок» Валерий оказался в железнодорожной больнице. В одной палате с ним лечился молодой парень Андрей Пилюгин, навещать которого приходил его друг Владимир Сигаев.

- Они, будем так говорить, взяли надо мной шефство, - поясняет Валерий. - Правда, поставили условие: не пить. Я им дал слово и вот уже десять лет его держу.

С того момента жизнь Валерия начала возвращаться в нормальное русло, расширяя возможности. В 2003 году Андрей Пилюгин помог другу устроиться на ювелирный завод, где Валерий сначала постигал азы профессии, а потом и сам обучал новичков.

Через два года завод закрылся - устроился на машиностроительное предприятие «Флагман» слесарем механосборочных работ. Когда случился кризис и зарплата резко упала, Валерий уволился, встал на учёт на биржу труда. На тот момент уже была разработана федеральная программа трудоустройства инвалидов, а потому без работы Валерий не остался: какое-то время работал на «Картонполиграфе», затем охранником на стоянке. В 2010-м ему предложили должность охранника в 3-м училище, которое в прошлом году было объединено с коммунально-строительным техникумом.

Родителей Валерий так и не нашёл, зато в жизни появились друзья и люди, которые помогают.

- Владимир Александрович Мучкин - его могу назвать другом, Геннадий Николаевич Тиманьков, Галина Михайловна Донченкова, - перечисляет Валерий. - Помогает городское управление соцзащиты... Николай Николаевич Алёнушкин, Дмитрий Викторович Борисов, его мама - очень много людей.

На Правобережье свои проблемы

Если вопрос с работой Валерий научился решать, то вопрос с жильём продолжал решаться: теперь он стоял в очереди и как сирота, и как инвалид. Правда, за двенадцать лет очередь подвинулась всего на двух человек. Квартиру он всё-таки получил, хотя для этого пришлось повоевать и даже судиться.

- Сначала предлагали на девятом этаже: уверяли, что в доме есть лифт, - усмехается Валерий. - В итоге нашли-таки квартиру на первом этаже в том же доме. Лифт, кстати, заработал только через полгода.

Теперь Валерий ограничен теми же проблемами, что и все новосёлы Правобережья: ждёт, когда же наконец сдадут отрезок дороги, ведущий к новым домам. Добираться до остановки ему далеко и сложно. Летом этот вопрос более или менее решаемый, поскольку Валерий использует коляску: чехлы протезов носить по жаре неудобно. Зимой коляска неприемлема: шипованной резины для неё не выпускают. Мужчина добирается до работы на общественном транспорте, а преодолевать большие расстояния даже с помощью костылей сложно. Приходится брать такси: 160 рублей в один конец, 160 в другой - итого больше пяти тысяч в месяц.

- Получается, пенсия у меня уходит на оплату квартиры, а зарплата зимой тратится на такси. Я посчитал: за ноябрь потратил на поездки на работу и с работы пять с половиной тысяч.

Социальное такси здесь не поможет: не та ситуация.

- Я в социальное такси звонил один раз, когда на работе сломался протез и надо было доехать до дома, - вспоминает Валерий. - Мне сказали: «Заказывать надо за неделю».

Пока привобережец ждёт того момента, когда общественный транспорт начнёт курсировать до новых домов. Заместитель начальника управления соцзащиты Галина Жуховцева, у которой он был на приёме, вникла в ситуацию и пообещала помочь с выделением матпомощи.

С другой планеты...

Для того чтобы жить полноценной жизнью, даже совершенно здоровым людям приходится в городе преодолевать множество препятствий. Люди, передвигающиеся с трудом, на костылях или колясках, встречают таких препятствий гораздо больше.

- Безусловно, Калуга благоустраивается, но всё равно ещё не сравнится с тем, что я увидел семь лет назад в Сочи, - замечает Валерий. - Там уже в то время везде были уложены асфальт и плитка, ходить было легко - нигде никакой грязи.

Пандусы - это отдельная и больная тема.

- Каждый год об этом говорят, пытаются что-то делать, а передвигаться колясочникам всё равно невозможно, - говорит мужчина. - Я считаю, чтобы изменить ситуацию, надо создать независимую комиссию, куда войдут колясочники, руководитель города и представители тех структур, которые за это отвечают... И просто проехать и пройти всем вместе по Калуге, чтобы они поняли, какой должна быть эта «доступная среда».

Новые троллейбусы Валерия тоже радуют, особенно низкопольные, которые пришли последними.

- Они даже накреняются, - замечает он. - Их, кажется, около тридцати штук! Я знаком с Алексеем Николаевичем Рулёвым, он рассказывает обо всех новинках и изменениях. Конечно, у нас не Москва, на одном маршруте их не соберёшь, но радует уже то, что их количество увеличивается.

А ещё, по мнению Валерия, в городе не хватает кружков и секций, где люди с ограниченными возможностями  могли бы общаться, заниматься спортом, искать увлечения. Хотя обществ и ячеек, казалось бы, становится всё больше.

- В прошлом году попытался вступить в организацию инвалидов - меня отправили по месту жительства. Как будто я с другой планеты, - усмехается он

Наталья Луговая

Источник: Весть-news

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ