Архив:

Ты такой же, как я

Недавно орловский ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов отметил четыре года с момента образования. С его помощью почти две сотни ребят, которые по состоянию здоровья не могут ходить в школу и зачастую вообще почти не выходят из дома, открывают окно в большой мир, имеют возможность получать дополнительное образование и развиваться. В конце концов, речь идет о том, чтобы дети, которым по каким-то причинам не повезло со здоровьем, переставали считаться и считать себя отщепенцами в обществе.

Право на знания

Ресурсный центр дистанционного образования является структурным подразделением Центра психолого-медико-социального сопровождения детей Орловской области, который возглавляет Елена Красова. В штате центра дистанционного образования всего семь человек, но сотрудничает он со 145 школьными учителями, которые прошли специальную переподготовку. Сегодня в проекте участвуют 172 ребенка из всех районов области, в том числе из очень удаленных деревень.

Собственно, именно для таких детей дистанционное образование и является в некотором роде спасением. Дистанционное образование, которое дает орловский ресурсный центр, не является основным. Все дети, которые по состоянию здоровья не могут ходить в школу, получают надомное образование. Это значит, что все они закреплены за определенными школами и к ним на дом ходят школьные учителя, чтобы проводить уроки. И если в городах с этим проблем чаще всего не возникает, то добираться до глухих деревень, зачастую за много километров, у сельских учителей есть возможность далеко не каждый день – иногда в распутицу или после снегопада туда просто не доехать. Бывало и такое: участником проекта стал четырнадцатилетний мальчик, который на тот момент учился в седьмом классе. Оказалось, что он не отстает в умственном развитии. Просто так к нему на дом в отдаленную деревню ходят местные учителя… Деревенских учителей-надомников можно понять. При этом реальным решением проблемы могло бы стать более широкое внедрение дистанционного образования детей-инвалидов. Общеобразовательная школа дает основные знания по предметам, выдает аттестат, официально отвечая за реализацию права детей на образование, педагоги центра дистанционного образования выступают в роли и репетиторов, имея возможность, на расстоянии подтянуть ребенка или дать ему дополнительные знания по школьному предмету, и педагогов дополнительного образования.

– В нашем проекте могут участвовать дети с сохранным интеллектом,– рассказывает руководитель центра дистанционного образования детей-инвалидов Нина Пилюгина. – Перед тем как принять ребенка, мы, конечно же, изучаем его личное дело, составляем индивидуальную образовательную программу с учетом его потребностей и физических возможностей.

Помимо обычных школьных предметов ребята, которые участвуют в проекте, могут выбрать себе дополнительные. К примеру, Нина Пилюгина ведет удивительный предмет – «В мире музеев». Дети-инвалиды заочно путешествуют по Третьяковке, Лувру, галерее Уффици, Прадо и другим величайшим музеям мира, изучая мировую художественную культуру. Кроме того, в программе есть предметы по изучению компьютерной графики, работы на компьютере, чтобы можно в дальнейшем получить профессиональное образование и надомную работу.

Что важнее?

– В любом случае, мы не ограничиваемся только преподаванием учебных предметов, – говорит Нина Пилюгина. – Еще не известно, что для ребенка, который зачастую лишен возможности выходить из дома, важнее – знания или общение. Монитор для многих в буквальном смысле становится окном в мир. К примеру, у нас есть девочка из Залегощенского района, которая живет в глухой деревне. Но она настолько талантлива!  Она стала участницей и победительницей всероссийского конкурса чтецов, благодаря Интернету, теперь даже на Камчатке знают, что у нас в Орловской области есть такая девочка. У нее появились подруги со всей России, с которыми она общается по «Скайпу».

Все это не значит, что учителя и ученики никогда не видят друг друга лично. Каждый год ребят приглашают в Орел на День знаний, каждый же год в Орловском полесье педагоги проводят для них туристический слет, организуют поездки по разным городам, в том числе и в Москву.

– Несмотря на то, что у нас много ребят с очень серьезными заболеваниями, к примеру, ДЦП, онкология, ОВЗ, – рассказывает руководитель центра, – мы стараемся относиться к ним, как к здоровым. Те, кто не может участвовать в туристических эстафетах, становится судьей. Есть семьи, которые, если бы не наш центр, никуда не смогли бы выйти. В силу материального положения или в силу того, что город наш, наш общественный транспорт крайне не приспособлен для перемещения инвалидов, хрупкая мама не всегда сможет затащить инвалидную коляску куда нужно.

В прошлом году центр перешел на финансирование из областного бюджета. К счастью, в департаменте образования нашли возможность оставить в дар ребятам, которые оканчивают обучение, компьютерную технику и закупать новую для новых участников проекта. Тем не менее, центру очень нужны спонсоры, работа найдется и для волонтеров.

Зачем нужен Дед Мороз

В центре есть традиция – к ребятам из неполных или многодетных семей в гости с подарками приезжают Дед Мороз и Снегурочка. В этом году чуть было не случилась катастрофа. Из-за прекращения сотрудничества с интернет-провайдером  одна из крупнейших телекоммуникационных компаний России, владелец этого провайдера, до этого оказывающая спонсорскую помощь центру, отказалась выкупать новогодние подарки для детей-инвалидов. Речь шла о 53 тысячах рублей. И только воля, настойчивость и вера педагогов и руководителей центра помогли спасти ситуацию. Буквально перед самым Новым годом им пришлось обивать пороги организаций. Причем в орловские ходить оказалось бесполезно, внезапно помогла московская фирма по обслуживанию спутниковых тарелок «Хелиос», уже второй год она является спонсором приобретения новогодних подарков.

– Также мы уже несколько лет душевно сотрудничаем с курсантами и выпускниками академии ФСО, – говорит Нина Пилюгина. – Они у нас поздравляют ребят в качестве Дедов Морозов. Мы вместе объезжаем почти всю область, в этом году еще осталось несколько семей – пока нет бензина на автобазе… Примечательно, что поначалу молодые люди пытались отказаться: «Я офицер Российской армии, я не артист! Я не могу рядиться в костюм Деда Мороза!». Но уже после посещения первой семьи все изменилось, что-то поменялось в душах этих молодых парней — просто увидев наших ребят, они поняли, зачем это делать. Многие семьи живут настолько скудно, что сложно представить. Как-то мы приехали в одну многодетную семью, Дед Мороз начал по тексту: «А где тут самая красивая ёлочка?». Оказалось, что ёлки в доме нет – семья ютится впятером в малюсенькой комнатке, практически в каморке… Или вот, есть у нас мальчик-подросток в Свердловском районе, живет вдвоем с мамой – увы, это частая ситуация, ведь если рождается больной ребенок, мужчина нередко просто сбегает… Парню сложно даже сидеть, он с трудом говорит, но тем не менее он очень талантлив. Он любит спорт – заядлый болельщик и завсегдатай спортивных интернет-форумов. Для всероссийского конкурса он написал пьесу о дружбе российских и канадских хоккеистов и вошел в число 14 победителей – парня пригласили в Сочи в качестве зрителя на Параолимпийские игры. Когда мы приехали к ним домой, в отдаленную деревню, то удивились, насколько скудно приходится им жить. Между тем перед поездкой мы спрашивали маму, что нужно привезти, она ответила: «Да ничего не нужно, всё есть…»

Вообще, сотрудники центра признаются, что работа здесь сильно меняет мировоззрение.

– Я восхищаюсь невероятной духовной силой родителей наших ребят, умением преодолевать трудности, излучаемым светом наших воспитанников, – говорит социальный педагог центра Оксана Чернякова. – До того как пришла работать сюда, думала, если честно, что у меня много проблем… А сейчас понимаю, насколько важно радоваться жизни, несмотря ни на что. Сложно ли эмоционально работать с такими детьми? Если честно, мы уже не обращаем внимания на то, что это дети особенные. Они такие же дети! Ребята становятся для нас почти родными, мы часто сами ездим их проведать, пообщаться с ними. Ребенка, любого ребенка, важно поставить в ситуацию успеха, тогда у него многое получится!

Елена Маслова

Источник: Орловская среда

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ