Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Улучшить здравоохранение, урезав его финансирование

Две новости у нас пока в наступившем году. В отличие от обычного - одна хорошая, другая плохая – обе хорошие. Если точнее, хорошее заключается в отмене плохого.

Первая – введение нового порядка оказания скорой помощи, который должен был вступить в силу с 1 января 2014 года на всей территории России, отложено на полгода. Что это за порядок, москвичи успели почувствовать на собственном опыте минувшей осенью. Против высказывались многие специалисты, в том числе эксперты Национальной медицинской палаты, а в середине декабря представители Нацмедпалаты обратились в Министерство здравоохранения РФ с просьбой перенести сроки введения новых правил на полгода.

Председатель Нацмедпалаты профессор Леонид Рошаль объяснил, что документ требует серьезной доработки. Основные недостатки прокомментировал глава правления Ассоциации руководителей скорой медицинской помощи Алексей Бойков: не определены точные сроки оказания неотложной помощи, отсутствуют четкие критерии для разделения вызовов на неотложные и скорые, не установлено, в каких случаях нужно рекомендовать пациенту обратиться к участковому врачу. Вызывают скорую по телефону – и как можно по телефону решить, есть ли у пациента «явные признаки угрозы жизни», и вообще, что такое эти явные признаки. Непонятно, кто уполномочен принимать такое решение и кто несет ответственность за выезд бригады скорой или неотложной помощи. Проще всего опять сделать крайними сотрудников бригад скорой помощи.

Эксперты выделяют три группы нерешенных вопросов: первая – технические (их можно решить в процессе реализации закона); вторая – требующие разработки и издания дополнительных нормативных документов; третья – устройство службы скорой помощи (введение новых должностей, отмена специализированных бригад и т.п.). Немаловажный аспект – скорая помощь теперь входит в систему обязательного медицинского страхования, что создает много организационно-финансовых проблем.

Главный специалист Минздрава РФ по скорой медицинской помощи профессор Сергей Багненко заявил, что полгода – достаточный срок, чтобы справиться со всеми рабочими вопросами, возникшими по поводу введения нового положения о скорой помощи, и обсудить предложения Национальной медицинской палаты.

Обратите внимание: обсудить предложения Нацмедпалаты. И введение приказа в действие отложено тоже по просьбе Нацмедпалаты. Общественной организации, хочется напомнить. У этой организации немало оппонентов. Неумение договариваться и объединяться – давняя российская беда. Но вот удалось же Нацмедпалате не мытьем, так катаньем добиться влияния.

Другая хорошая новость тоже в сущности связана с общественным воздействием. В Госдуму РФ поступил законопроект о внесении поправок в Закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ» – передать лечение редких (орфанных) заболеваний в федеральное ведение и производить закупку лекарств для них за счет федерального бюджета.

Орфанные – это тяжелые, угрожающие жизни болезни, страдающим ими пациентам необходимы дорогие лекарства, отсутствие которых или перерывы в лечении грозят больным инвалидностью или даже гибелью. Сейчас лечение орфанных заболеваний должно финансироваться субъектами Российской Федерации. У большинства субъектов таких средств нет. О проблемах редких болезней много писали, с призывами изменить ситуацию выступали ассоциации пациентов. И вот – законопроект, который, есть надежда, что примут.

В обеих этих хороших новостях есть по ложке дегтя: речь идет об исправлении в одном случае приказа, в другом – даже закона. И в том и другом случае принимали эти документы без учета мнения специалистов. Особенно это относится к пресловутым голиковским «Основам охраны здоровья». Тот же Леонид Рошаль против них боролся. Какие-то поправки были сделаны, но закон продавлен буквально через колено. И с тех пор в него то и дело вносятся поправки. Ну, хоть так. Глядишь, еще что-нибудь принятое вопреки интересам общества отменят. Например, сокращение финансирования здравоохранения из федерального бюджета.

На завершившемся в минувшую субботу в Москве Гайдаровском форуме заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач сказал, что государство должно сделать выбор: либо признать, что высококачественное здравоохранение ему не по карману, либо тратить на него соответствующие средства. Пока что государство пытается найти какой-то третий путь – переложить финансирование здравоохранения на регионы (но у них нет средств), привлечь в него частные инвестиции для обеспечения государственных гарантий (результатов пока никто не видел).

Развитию так называемого государственно-частного партнерства был посвящен круглый стол, проходивший 17 января в рамках Гайдаровского форума. Министр здравоохранения Вероника Скворцова отметила, что медицинские услуги, которые передаются государством в частные руки, должны быть не только качественными, но и бесплатными, если они попадают в программу госгарантий. Какие преференции получат за это частные инвесторы, не вполне ясно. Но получат, иначе какой для них смысл в таком партнерстве.

Министру не позавидуешь. Ведь убогие 3,7% от ВВП на здравоохранение (для сравнения: в США доля здравоохранения составляет около 15%) снижены в этом году до 3,4%, а к 2016 году, по некоторым оценкам, могут упасть до 0,5%. И при этом даются поручения, от которых невозможно отказаться. Тут пойдешь на партнерство с кем угодно.

Сокращение доли финансирования здравоохранения от ВВП явно не на пользу обществу. Остается надеяться еще на одну поправку – отмену такого сокращения.

Ада Горбачева