Архив:

На пальцах. Для детей-инвалидов по зрению среднее образование в Северной Осетии станет доступно. Через 2 года...

Вы когда-нибудь задумывались, как слабовидящие детки занимаются по учебникам в школе? Среди учеников вашей школы были ребята, которые не могут без посторонней помощи перейти дорогу? Или же вам знакомо имя Брайля? Думаю, нет. Потому что вы – счастливый человек, который никогда не заморачивался по таким, видите ли, мелочам. 

Представьте себе, что мой сын, мир которого основывается только на том, что он слышит, с детства ни разу не находился за пределами квартиры без меня, без моей крепко сжатой руки. Мне всегда было страшно от мысли: как я смогу обучить его элементарным знаниям, если сама тактильную систему не знаю. Спасибо тем, благодаря кому сегодня сын, общаясь с учителями по интернету и телефону, начинает понимать английский и учит стихи.  Но из-за того, что он постоянно находится дома, я замечаю, что общество и разговоры людей его пугают. Наверное, ему бы было полезнее находиться среди сверстников. Но…

Свидетелем такого монолога мне невольно пришлось стать в одном из учреждений города. В тот момент мне стало понятно, что об образовании детей с нарушением зрения  мне практически ничего неизвестно. Но если проявить интерес, ясность обретет свои формы.

Действительно, родители детей с нарушением зрения, проживающих в Северной Осетии, регулярно жалуются на труднодоступное среднее образование. В республике нет ни одного учреждения, где слепые и слабовидящие дети могли бы обучиться методу Брайля – это рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми. Ближайшее образовательное учреждение для таких детей – интернат в Кисловодске. Однако, как считают родители, отправлять незрячего ребенка в другой город  слишком рискованно в нынешнее время.

Единственное место в Северной Осетии, где инвалиды по зрению любых возрастов могут читать специализированную литературу – республиканская библиотека для слепых. Внимание к ней было приковано на прошедшем недавно пресс-туре, когда премьер-министр Сергей Такоев осматривал социальные объекты. Тогда он позитивно оценил работу библиотеки для незрячих и пообещал в 2014 году выделить деньги из республиканского бюджета на нужды учреждения.

Библиотека для слепых, которая находится на балансе Министерства культуры и массовых коммуникаций республики, функционирует во Владикавказе около 50 лет. В 2013 году ее  посетителями числились около 600 незрячих и слабовидящих человек, среди которых десятки детей. Библиотека – это место, в котором люди с ограниченными возможностями не только читают и слушают художественную, научную литературу. Это еще и особый уголок для особенных людей. В библиотеке они общаются друг с другом, делятся мыслями. Нередко сотрудники учреждения устраивают для своих посетителей тематические вечера, а для детей праздники.

В прошлом году в библиотеке для слепых на пр.Коста сделали ремонт в холле, фойе, закупили новый вид литературы на флэш-картах.  А еще, как говорят сотрудники,  покрасили стены в светлые тона, чтобы сделать жизнь посетителей хоть немного светлее. Завели попугаев и посадили много цветов. Минкульт закупил для библиотеки 9 компьютеров. По заверению министра Фатимы Хабаловой, в 2014 году в учреждении будет отремонтирован и полностью оборудован специализированный компьютерный класс.

Однако все эти новшества не решают главной проблемы – дети не могут получить среднее и профессиональное образование. Понятно, что библиотека, какой бы высоко оборудованной она не была, не может взять на себя бремя полноценного обучения. Детей с ограниченными возможностями должны учить специалисты в области коррекционной педагогики. Профильное министерство уже сделало первые шаги в решении этой проблемы.

По информации Министерства образования и науки Северной Осетии, в данный момент в республике около 700 детей школьного возраста с нарушением зрения, 100 из них нуждаются в особом обучении (а всего в Осетии около 79 тысяч школьников). Из этих 700 детей только трое проходят обучение в специализированном интернате в Кисловодске.

Нужно отметить, что в последние годы государство уделяет много внимания инвалидам, тратятся большие средства для того, чтобы жизнь людей с разными заболеваниями стала доступнее и комфортнее. Словосочетание «доступная среда» стало привычным – его все чаще произносят чиновники, затем охотно подхватывают СМИ. В 2013 году власти сделали акцент именно на проблемах инвалидов-колясочников: в госучреждениях, культурных заведениях, магазинах перестраивают пандусы, новые многоквартирные дома строятся в соответствии с потребностями инвалидов. Конечно, эти проблемы не решить за год, но заметный сдвиг есть.

Кажется, что за тенью колясочников инвалиды по зрению не видны обществу. Нет, так только кажется. Министерство образования республики изыскало средства для обучения 5 специалистов в Москве. А педагогический институт Северной Осетии с 2014 года будет по ускоренной программе выпускать тифлопедагогов (педагог со специальным дефектологическим образованием, занимающийся воспитанием, обучением и развитием детей с нарушением зрения). Получается, что через 2 года в республике появятся первые профессионалы в области коррекционной педагогики, а через 5 лет в Осетию вернутся учителя со столичным образованием.

По мнению специалистов ведомства, отделять детей с ограниченными возможностями в обособленный интернат не очень правильно. Во-первых, строительство нового учреждения затратно для республики. Во-вторых, дети должны общаться со своими сверстниками в обычной школе, но в этой обычной школе для ребенка однозначно должны быть выдержаны все нормы доступности: пандусы, специальные парты, держатели на стенах, звуковой оборудование для незрячих и так далее.  Поэтому школы, которые посещают дети с разными заболеваниями, шаг за шагом адаптируются под ребенка с ограниченными возможностями.

Около 100 детей, нуждающиеся в особом обучении, в данный момент охвачены разными формами образования. Исключение – четверо ребят, которые не могут выходить из дома из-за ряда других патологий, помимо  зрения. Приятно осознавать, что скоро в республике впервые появятся специально обученные педагоги, которые откроют детям-инвалидам по зрению глубокий мир знаний, научат читать по методу Брайля. Благодаря этому у детей появится возможность получить профессиональное образование, выбрать специальность и стать полноправной частью общества.

Залина Тотрова

Источник: GRADUS.PRO

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ